В чем состоит реальность необходимой и вечной истины? Метафизический спор теологов-иезуитов в середине XVII в

Бесплатный доступ

Статья является исследованием метафизического спора о реальности необходимых и вечных истин, который происходил среди ведущих испанских иезуитов периода расцвета схоластической традиции Общества Иисуса в середине XVII в. Традиционная схоластическая проблема вечных истин, касающаяся тварных сущностей и их возможного бытия, была радикально переформулирована благодаря теологическим новациям А. Переса, утверждавшего, что единственным верификативом (или основанием реальности) любых необходимых истин является сама сущность Бога. Это вызвало яростную полемическую реакцию со стороны С. Искьердо, предложившего свое решение данной проблемы в рамках собственной оригинальной онтологии статусов вещей (особенно чтойностного статуса) с позиции суперреализма. Последователи Переса, в свою очередь, настойчиво оппонировали «крайностям» позиции Искьердо. Во-первых, мы кратко эксплицируем понятие «необходимой и вечной истины» и даем исторический обзор времени и места действия данного спора, указывая на главные труды, в которых формулировали свои позиции участвовавшие в нем метафизики и теологи Общества. Во-вторых, мы эксплицируем тезис пересианцев о Боге как основании необходимости и реальности вечных истин на примере раннего трактата о «возможности тварей» Гаспара де Рибаденейра (1653). В-третьих, мы подробно излагаем и анализируем критику этой позиции со стороны Искьердо в 10 диспутации Pharus scientiarum (1659). В-четвертых, мы представляем собственное учение Искьердо о чтойностном статусе вещей или абсолютных необходимых объективных истинах, а также объясняем его понимание необходимости и вечности таких истин. Кроме того, мы анализируем, как именно он решает ключевую для его онтологии проблему дистинкции и отделимости чтойностного и экзистенциального статусов вещи. Наконец, мы разбираем критику позиции Искьердо в метафизике Антонио Бернальдо де Кироса (1666), указывая на специфику его аргументации и ее теологические и философские мотивы.

Еще

Необходимая и вечная истина, поздняя схоластика, метафизика иезуитов, спор о verificativum

Короткий адрес: https://sciup.org/147243519

IDR: 147243519   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-782-821

Список литературы В чем состоит реальность необходимой и вечной истины? Метафизический спор теологов-иезуитов в середине XVII в

  • Aristoteles (1957) Aristotelis Metaphysica. Recognovit W. Jaeger. Oxonii: e typographeo Clarendoniano.
  • Aristoteles (1831) Aristotelis Opera. Edidit Academia regia Borusica (Editio I. Bekkeri). Vol. I et II. Berolini: Apud Georgium Reimerum.
  • Hamesse J. (1974) Auctoritates Aristotelis. Un florilège médiéval. Étude historique et edition critique. Éd. par J. Hamesse. Louvain: Publications universitaires; Paris: Béatrice-Nauwelaerts.
  • Bernaldo de Quirós SJ (1666) R. P. Ant. Bernaldi de Quiros e SJ Opus philosophicum, seu Selectae Disputationes Philosophicae, complectens Tractatus octo. Lugduni: Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, Petri Borde, et Guill. Barbier.
  • Izquierdo SJ (1659) R. P. Sebastiani Izquierdo SI Pharus scientiarum. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat et Mich. Lietard.
  • Izquierdo SJ (1670) R. P. Sebastiani Izquierdo SI Opus theologicum, iuxta atque philosophicum de Deo uno. Tomus II. Romae: Ex Typographia Varesiana.
  • Ribadeneira SJ (1653) R. P. Doctoris Gasparis de Ribadeneira SJ Tractatus de scientia Dei in Primam Partem S. Thomae Quaestione 14. Compluti: In Typographia Mariae Fernandez.
  • Ribadeneira SJ (2003) “Opusculum Metaphysico-Theologicum ad plures et gravissimas difficultates necessarias”. Ed. par J. Schmutz (2003). La querelle des possibles. Recherches philosophiques et textuelles sur la métaphysique jésuite espagnole, 1540–1767 (Thèse de Doctorat. Ecole pratique des hautes etudes, Paris. Université libre de Bruxelles). Tome II. P. 954–1074.
  • Suárez SJ (1597) Metaphysicarum disputationum, in quibus et universa naturalis theologia ordinatè traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accurate disputantur. Tomus Prior et Posterior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. Salmanticae: Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres.
  • Thomas Aquinas OP (1888) “Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX”. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.
  • Thomas Aquinas OP (1970) “Sancti Thomae Aquinatis OP Quaestiones disputatae de veritate. Q. 1–7”. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXII, fasc. 1/2. Romae: Editori di San Tommaso.
  • Vázquez SJ (1598) Commentariorum, ac Disputationum in primam partem S. Thomae. Tomus I. Compluti: Ex officina Ioannis Gratiani, apud viduam.
Еще
Статья научная