«Влюбленность» как религия в повести Г.И. Чулкова «Дом на песке»

Автор: Богданова О.А.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.

Бесплатный доступ

На материале творчества крупного писателя-символиста Г.И. Чулкова анализируется один из аспектов «нового религиозного сознания» Серебряного века - «эротическая утопия», или любовь между мужчиной и женщиной как религиозное действо. Указываются истоки идейного содержания повести «Дом на песке» (1910-1911): цикл статей В.С. Соловьева «Смысл любви» (1892-1894), статьи Д.С. Мережковского «Новый Вавилон» и З.Н. Гиппиус «Влюбленность» (1904), жизнетворческая практика любовно-брачных союзов Мережковских, Блоков, Ивановых в 1900-е гг. Развивая мысль Соловьева и Мережковского о несовместимости «истинной любви» с физиологией деторождения и с «аномалией» аскетического спиритуализма, Гиппиус находит практический путь сочетания пола с евангельским учением в особом состоянии «христианской влюбленности». Самым ярким ее воплощением становится «поцелуй» как форма духовно-телесной близости, возникшая благодаря Христу. Новая концепция любви как способа практического соединения с Богом, духовно-телесного преображения и бессмертия уже здесь, на земле, находила воплощение и в «текстах жизни», и в «текстах искусства» русских символистов. Так, в «Доме на песке» Чулков дискредитирует традиционный детородно-хозяйственный брак Верочки и Ланского как не просто бездуховно-языческий, но инфернальный феномен, ведущий к небытию. Напротив, целомудренно-поцелуйная влюбленность Веры и Шатрова дает обоим ощущение подлинной жизни, причастной к божественной глубине. Однако сексуальное «падение» навсегда закрывает для них эту возможность.

Еще

«новое религиозное сознание», «эротическая утопия», влюбленность, поцелуй, символизм, в.с. соловьев, д.с. мережковский, з.н. гиппиус, г.и. чулков, повесть «дом на песке»

Короткий адрес: https://sciup.org/149143532

IDR: 149143532   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-3-167

Список литературы «Влюбленность» как религия в повести Г.И. Чулкова «Дом на песке»

  • Коростелев О.А. Два конфидента Зинаиды Гиппиус: Д.В. Философов и Г.В. Адамович // Круг Мережковских: К 150-летию со дня рождения З.Н. Гиппиус: Сборник статей / ред.-сост. Е.А. Андрущенко. М.: ИМЛИ РАН, «Дмитрий Сечин», 2021. С. 8–14.
  • Крайний А. [Гиппиус З.Н.]. Влюбленность // Новый путь. 1904. № 3. С. 180–192.
  • Матич О. Эротическая утопия: Новое религиозное сознание и fin de siècle в России. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 400 с.
  • Мережковский Д.С. Новый Вавилон. Рец. на книгу В.В. Розанова «В мире неясного и нерешенного», 2-е изд. // Новый путь. 1904. № 3. С. 172–180.
  • Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 480 с.
  • Орлова М.В. Зинаида Гиппиус в журнале «Новый путь» // Литературоведческий журнал. 2001. № 15. С. 27–45.
  • Павлова М.М. Истории «новой» христианской любви. Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: из дневников Т.Н. Гиппиус 1906–1908 годов. Вступительная статья // Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов / сост. М.М. Павлова. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 391–406.
  • Рампаццо К. Философско-эстетические грани мистического анархизма (Г.И. Чулков и Вяч. Иванов) // Соловьевские исследования. 2013. № 4(40). С. 186–193.
  • Сарычев В.А. Феномен русского модернизма. Религия. Эстетика. Творчество жизни. М.: ФЛИНТА, 2018. 704 с.
  • Соловьев В.С. Красота как преображающая сила. М.: РИПОЛ Классик, 2017. 496 с.
  • Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
  • Чулков Г.И. О культурном строительстве (Политическая хроника) // Новый путь. 1904. № 6. С. 223–225.
  • Чулков Г.И. Письма со стороны. III (Вести и мнения) // Голос жизни. 1915. № 19. 6 мая. С. 18–19.
  • Чулков Г.И. Поэзия Владимира Соловьева // Вопросы жизни. 1905. № 4–5. С. 101–117.
  • Чулков Г.И. Собрание сочинений: в 6 т. 1911–1913. СПб.: Шиповник.
Еще
Статья научная