Возобновление авангардно-модернистских стратегий и этические аспекты в глитч-манифестах

Автор: Жагун-Линник Эльвира Валерьевна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Эстетика

Статья в выпуске: 6 (98), 2020 года.

Бесплатный доступ

Манифесты глитч-арта являются структурообразующими для глитч-культуры. Глитч-художники формируют в манифестах общие принципы, построенные на сопротивлении капиталистическим форматам протоколов, что позволяет выстроить глитч-арт как единую программу сопротивления нормированному протокольному пользовательскому поведению. Глитч-феномен в манифестах расширяет своё эстетическое поле, становясь частью цифровой политики, определяя культурные ожидания, связанные с этим видом искусства. В статье показано наследование глитч-манифестами традиций модернистских и неоавангардных манифестов, указывается на типологическое сходство развития тех и других манифестов. При этом доказано, что глитч-манифесты усиливают прагматическую сторону реализации глитч-арта благодаря новым возможностям сетевого и постсетевого взаимодействия. Глитч-манифесты устанавливают глитч-арт как неотъемлемую часть культуры в информационном обществе, что выражается в подлинно антикапиталистическом настроении, где основной задачей глитч-феномена остаётся демонстрация пользователю истинного технологического мира вещей. Тем самым глитч-арт раскрывает культурную сущность и философию технологии, техно-бытиё как способ существования современной постиндустриальной культуры и его ограничения.

Еще

Глитч-арт, глитч-теория, эстетика ошибки, глитч-манифест, манифест

Короткий адрес: https://sciup.org/144161517

IDR: 144161517   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-698-93-104

Список литературы Возобновление авангардно-модернистских стратегий и этические аспекты в глитч-манифестах

  • Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / [перевод с французского Д. Кралечкин]. Москва : Академический проект, 2007. 352 с.
  • Галкин Д. В. Эстетика кибернетического искусства 1950-1960-х годов : алгоритмическая живопись и роботизированная скульптура // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 79-86.
  • Гринберг К. Авангард и китч / перевод А. Калинина // Художественный журнал. 2005. № 60. С. 49-58. URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/
  • Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа. Москва : Издательство «Художественный урнал», 2006. 199 с.
  • Гройс Б. В потоке. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 190 с.
  • Грэхэм С., Трифт Н. Неисправность : ремонтировать, поддерживать работу и понимать // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2014. № 2. С. 147-174.
  • Жагун-Линник Э. В. Осмысление эстетического в глитч-арте // Артикульт. 2017. 27 (3). С. 144-150. DOI: 10.28995/2227-6165-2017-3-144-150
  • Жагун-Линник Э. В. Проблематизация художественных аспектов глитч-арта в современных исследованиях глитч-феноменов // Артикульт. 2019. 34 (2). С. 69-78. DOI: 10.28995/2227-61652019-2-69-78
  • Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. Санкт-Петербург : Алетеия, 2010. 432 с.
  • Киреев О. Краткий глоссарий тактической медиа-критики [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2005. № 58-59. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/30/article/563
  • Кошут Дж. Искусство после философии [Электронный ресурс] // Искусствознание. 2001. № 1. С. 545-563.
  • Левитт С. Параграфы о концептуальном искусстве [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2008. № 69. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/366
  • Манович Л. Язык новых медиа / [перевод Дианы Кульчицкой]. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 399 с.
  • Меньшиков Л. А. Художественные манифесты 1960-х годов : Программа флюксуса и её автор// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2014. Серия 15. Выпуск 1. C. 107-116.
  • Пол К. Цифровое искусство / [перевод : Александра Глебовская]. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2017. 271 с. : ил., цв. ил. (GARAGE).
  • Серто М. Изобретение повседневности. Искусство делать / [перевод с французского Д. Калугина, Н. Мовниной]. Санкт-Петербург : Изд-во Европеиского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 332 с.
  • Тёрнер Л. Манифест метамодернизма [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://metamodernizm.ru/manifesto/
  • Anver J. (2018) How the Dirty New Media Movement Informed the First Virtual Art Galleries. Art Practical. Available at: https://www.artpractical.com/column/how-the-dirty-new-media-movement-informed-the-first-virtual-art-galleries/
  • Betancourt M. (2016) Glitch Art in Theory and Practice: Critical Failures and Post-Digital Aesthetics. Taylor and Francis: 150. https://doi.org/10.4324/9781315414812
  • Bookchin N., Shulgin A. Introduction to net.art, 1994-1999. Available at: http://www.easylife.org/netart/
  • Briz N., Cloninger C. (2014) Sabotage! glitch politix Man[ual/ifesto]. One Per Year. Brescia, Italy: Link Editions, pp. 11-25.
  • Briz N. (2015) THOUGHTS ON GLITCH[ART]v2.0. Available at: http://nickbriz.com/thoughtsonglitchart/thoughtsonglitchartv2.0.pdf
  • Cates J. (2012) Years of Dirty New Media. Available at: http://gl1tch.us/files/1337YEARS.pdf
  • Faes A. (2015) The Error of Error: politics, community and humor in glitch art. Bachelor of Visual and Critical Studies the School of the Art Institute of Chicago, p. 33.
  • Menkman R. (2011) Glitch Studies Manifesto. Available at: http://amodern.net/wp-content/uploads/2016/05/2010_0riginal_Rosa-Menkman-Glitch-Studies-Manifesto.pdf
  • Menkman's interview (2010). Available at: http://dinca.org/interview-with-rosa-menkman-dutch-visualist/5323.htm
  • Menkman R. (2011) The glitch moment(um). Network Notebooks 04, Institute of Network Cultures. Amsterdam.
  • Peplin Е. (2011) Dirty New Media Art. Available at: http://gl1tch.us/DirtyNewMedia.html
  • Wark McKenzie (2004) A Hacker Manifesto. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Еще
Статья научная