Возрождение ислама постсоветский период в Кыргызстане
Автор: Курбанова А.А.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 6 т.10, 2024 года.
Бесплатный доступ
Проанализировано соотношение национального и религиозного в государственном строительстве, понятие светскости и демократии в условиях мусульманского большинства. Возрастающее влияние ислама на многие сферы общественных и политических отношений стало вполне естественным следствием распада СССР и идеологии атеизма. Демократический путь развития Кыргызстана, относительная свобода религии, открытие границ создает условия, когда ислам не только возвращает утраченную за 70 лет роль в обществе, но и охватывает новые сферы влияния, в которых его воздействие нельзя игнорировать.
Ислам, свобода, религия, государство, возрождение
Короткий адрес: https://sciup.org/14130217
IDR: 14130217 | DOI: 10.33619/2414-2948/103/88
Текст научной статьи Возрождение ислама постсоветский период в Кыргызстане
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
Учитывая, что население светского, демократического Кыргызстана в большинстве своем составляют мусульмане, приобретет актуальность вопрос о месте и роли ислама в процессе государственного строительства и укрепления основ национального государства. Национальный компонент играет важную роль в идентификации народа. Однако необходимо помнить, что в условиях отсутствия четкой стратификации в обществе, где не существует деления на такие классы, как интеллигенция, рабочие, крестьяне, но присутствуют лишь богатые и бедные, разрыв между которыми возрастает, особую роль начинает выполнять растущая религиозность населения. В этих условиях чувствительным фактором для государства будет неизбежность процесса взаимного влияния религии и государства. Повышение уровня политического самосознания внутри мусульманской общины ведет к поискуновых путей отстаивания своих интересов в общественной жизни, экономике, а в перспективе и в политической сфере. Нетрудно прогнозировать, что в скором времени может возникнуть вопрос о создании ряда исламских партий либо о включении мусульманского компонента в программы светских партий Кыргызстана, пытающихся притянуть голоса избирателей и использовать «мусульманский ресурс» в своих интересах [1].
Стремление различных деструктивных сил, находящихся как внутри Кыргызстана, так и за рубежом, использовать мусульманскую общину в собственных интересах, с одной стороны, и ответное желание мусульман иметь политическое представительство в общественных структурах и оказывать влияние на принятие политических решений, с другой стороны, образуют основной комплекс проблем, с которыми придется столкнуться в будущем. Вопрос исламского возрождения в странах Средней Азии связан с актуализацией следующих вопросов: «Как верующим относиться к светским политическим институтам власти и конституции или, например, к демократии или светской системе ценностей?», «Как вести себя в обществе, участвовать в политических, экономических и социальных процессах, чтобы не нарушать ни религиозные догмы, ни светские законы?».
На эти вопросы сразу очень тяжело ответить, в первую очередь исходя из наличия кризиса той же демократии и системы ценностей в самих странах Запада, наличием политики двойных стандартов и растущего недоверия. А также трудно ответить на эти вопросы и сегодняшнему духовенству по причине глубокого внутреннего кризиса, связанного с консервативностью мышления, отсутствием иджтихада (новых разработок согласно требованиям времени) среди наших улемов, нехваткой исламских интеллектуалов, религиозных мыслителей государственного масштаба.
Особенно трудно улемам прямо и открыто, не боясь давления, говорить в собственных мусульманских странах на политические темы, о том, что такое исламское правление, как относиться к собственному национальному государству, о правах верующих и месте ислама в политике, о том, что говорит ислам о власти, если она авторитарна, и какие политические модели приемлемы в исламе, а какие осуждаются, трудно отвечать на актуальные вопросы международной политики через призму ислама и его целей. Но многие непростые и довольно острые вопросы, такие как: соотношение исторического шариата с современными реалиями светского общества и национального государства, вопрос модернизации исламского мышления и реформа религиозного образования, важность открытия иджтихада (новых правовых разработок в исламском публичном праве) в среде исламских улемов (ученых), вопрос о политическом исламе и участии мусульман в светской политике своих национальных государств и многие другие- остаются открытыми для дискуссии и размышлений [2]/
Следует учитывать, что в современном мире существуют две модели государственности - «исламская» и «секулярная» (или «светская»), которые, сталкиваясь в процессе демократизации, поставлены перед необходимостью совместного сосуществования в одном национальном государстве. Де-мократия, по сути, предоставляет равные условия и права для свободного развития ислама (и других религий) и светских взглядов в одном обществе. Наличие плюрализма политических мнений и взглядов при консенсусе и умеренных позициях может создать гармоничную модель единства в многообразии. Но может и привести к расколу общества, если крайние взгляды (религиозные или светские) начнут преобладать и влиять на проведение политики государства, поведение чиновников или улама, имамов. Развитие протестного политического процесса в стране, равно как и участие в нем религиозного фактора, будет и в дальнейшем набирать силу, особенно на фоне происходящих процессов на мусульманском Востоке (Сирия, Ирак, Афганистан, а также страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия с распространением ваххабизма) и их влияния на наш регион [3].
Таким образом, в недалеком будущем может возникнуть много вопросов по идейнополитическому сосуществованию в одном демократическом государстве разных ценностных систем, включая светскость, демократию и ислам. Идеологический аспект представляет собой комплекс сложившихся стереотипов, обусловленных старым атеистическим, идеологизированным подходом части населения и чиновников к месту и роли ислама в обществе и государстве. В свою очередь, это приводит к довольно поверхностному пониманию и различному толкованию таких терминов и понятий, как секуляризм, светское государство, экстремизм, радикализм, умеренный ислам, политический ислам и т.д.
Наблюдаемый идеологизированный подход в рассмотрении роли ислама в государственном строительстве и обществе отражается на официальной политике государства. Светская власть рассматривает ислам как идеологического соперника, государство должно контролировать религиозные организации и не допускать участия верующих в общественно-политической жизни страны. Одновременно государство должно дистанцироваться от внутренних проблем в религиозной сфере и не использовать религиозный ресурс. Таким образом, государство продолжает выстраивать свою политику по отношению к религии по старой советской системе, при этом удовлетворяясь формальным контролем официального института духовенства, по сути ограничиваясь контролем пустых архитектурных сооружений - мечетей, но не может влиять на умы молодежи. Между тем идет процесс падения авторитета подконтрольного официального духовенства среди верующих и рост влияния неподконтрольных различных джамаатов, религиозных центров и организаций, имеющих внешние центры влияния за рубежом [4]/
В Кыргызстане процесс возврата к религии выражается в численном росте приверженцев ислама и одновременно в отсутствии качественного понимания целей ислама среди большинства массы верующих. Такая перспектива развития ислама может носить определенную опасность использование широких масс верующего населения в политических целях различными силами, в том числе и деструктивными. С распространением нетрадиционных для Кыргызстана различных исламских течений создается почва для будущего конфликта и раскола внутри общины верующих по идейному признаку. Трудно не согласиться, что в этом процессе важную роль играют СМИ, которые либо представляют процесс развития ислама как угрозу светскости, демократии, либо, напротив, агрессивно продвигают и навязывают религиозные ценности. Идеализированный подход является также препятствием на пути привлечения ислама как идеологии и как мощного ресурса в государственном строительстве.
Дальнейшее сохранение таких идеологических и правовых подходов со стороны государства к месту и роли ислама в государственном строительстве и обществе не снимает проблему, а только ее затушевывает. Можно сказать, что исламский ресурс находится в не управляемом со стороны государства режиме автономного развития, которым все равно подспудно пользуются политики или другие силы в собственных интересах. При этом недостаточно разработанная стратегия не позволяют государству определить свою позицию и выстроить эффективную систему привлечения религиозного ресурса в государственном строительстве. Как следствие, существует проблема неопределенности и недостаточности детально разработанных политико-правовых механизмов принципа сосуществования светских законов и религиозных норм (мусульманского права) и ценностей в рамках единой идейной и правовой системы страны. Например, законодательный запрет многоженства не снимает проблемы многоженства, которое де факто запрещается, а де юре существует в обществе. Другой важный вопрос: возможна ли легализация политической партии религиозного характера с одновременным сохранением светской и демократической сущности государства и конституционным обеспечением неизменности данного принципа?
Особенность новой модели заключается в том, что она создает необходимые политикоправовые рамки для легальной политической деятельности мусульман и их участия в политическом процессе. При этом, получая возможность легальной деятельности, исламские политические группы проходят конструктивный процесс адаптации к нормам и требованиям действующего законодательства, а также социализации и интеграции в общественнополитическую жизнь, что оказывает глубокое влияние на сущность и характер их деятельности.
В странах Средней Азии формируются свои модели взаимоотношений государства с исламом и исламскими организациями, которые зависят от многих факторов степени авторитарности режима, остроты внутриполитических, социально-экономических проблем, активности политического ислама и т.д. Но у Кыргызстана свой путь, основанный на национальном суверенитете и собственной модели; развития с учетом политической истории. И поэтому новый этап демократического развития, в который вступил сегодня Кыргызстан после двух революций (2005 и 2010 гг.), настоятельно требует разработки новых шагов государственной политики по максимальному вовлечению нравственного и интеллектуального потенциала ислама в процесс преобразований и модернизации содержания всей политической системы с учетом развития демократии.
Список литературы Возрождение ислама постсоветский период в Кыргызстане
- Маликов К. К., Усубалиев Э. Е. Мусульманская община кыргызстана и политический процесс в стране. Бишкек: КРСУ, 2008. 106 с.
- Маликов К. Политика ислама. Исламская политическая модель. Бишкек, 2011.
- Белокреницкий В. Я., Зайцев И. В., Ульченко Н. Ю. Исламский фактор в истории и современности. М.:: Восточная литература РАН, 2011. 604 с.
- Ушаков В. Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. М.; Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005. 206 с. EDN: QTYRMV