Авторский миф Дж.Р.Р. Толкина как игровой текст
Автор: Маратова Жамал Жанатовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена определению авторского мифа Дж.Р.Р Толкина как игрового текста. Целью исследования является обоснование игрового характера вторичного мира Толкина через анализ его романа-эпопеи «Властелин колец» как примера языковой игры. Научная новизна работы заключается в рассмотрении мифологии Толкина через призму философских идей Й. Хёйзинга («Homo ludens. Человек играющий»), Л. Витгенштейна («Философские исследования») и Ж. Деррида («О грамматологии. De la grammatologie»). Вторичный мир фэнтезийных произведений был впервые теоретически обоснован Толкином в его эссе «О волшебных сказках» и назван Волшебной Страной. Игровой характер произведения раскрывается при создании вторичного мира как основы для реализации лингвистических экспериментов автора, которые в данной работе анализируются как пример языковой игры Витгенштейна. Главным принципом построения Волшебной Страны является понятие «Familienähnlichkeit» (семейное/фамильное сходство), благодаря которому хронотоп произведения «Властелин колец» можно трактовать как синтез мифологических и библейских образов. Сеть подобий создается на основе взаимодействий определенной группы людей, имеющих общий социокультурный фон и конкретные условия коммуникации. Таким образом, связь между лингвистическими конструкциями не является примером логических цепочек, а примером языковой игры. Результатом исследования является определение лингвистических приемов, использованных автором, как основы мифопоэтической модели мира и создания искусственных языков Средиземья в контексте языковой игры.
Толкин, игровой текст, языковая игра, искусственные языки, семейные сходства
Короткий адрес: https://sciup.org/149139273
IDR: 149139273 | DOI: 10.54770/20729316_2021_4_55
Список литературы Авторский миф Дж.Р.Р. Толкина как игровой текст
- Витгенштейн Л. Философские исследования. М.: АСТ, 2019. 384 с.
- Гридина Т.А. Кубасов А.В. Игровой текст как форма авторского художественного миромоделирования (статья первая) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 14. С. 46-63.
- Деррида Ж. О грамматологии. De la grammatologie. М.: Ad marginem, 2000. 512 с.
- Майорова Е.В. Искусственные языки в художественной литературе, кино и видеоиграх // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6. Языкознание: Реферативный журнал. 2020. № 3. С. 164-180.
- Пьянзина В.А. Авторский миф как жанр современной литературы // Universum: филология и искусствоведение. 2017. № 9 (43). С. 9-11.
- Соснин Е.В. Образы древнегерманской мифопоэтической модели мира и их реконструкция в произведениях Дж.Р.Р. Толкина: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2011. 23 с.
- Толкин Дж. Р.Р. Властелин колец. М.: АСТ, 2020. 752 с.
- Толкин Дж.Р.Р. О волшебных сказках // Толкин Дж.Р.Р. Приключения Тома Бомбадила и другие истории. СПб.: Академический проект, 1994. С. 365-460.
- Толкин Дж.Р.Р. Письма. М.: АСТ, 2019. 752 с.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Азбука, Азбука-Ат-тикус, 2020. 400 с.
- Tolkien J.R.R. The Lord of the Rings. Mariner Books, 2012. 1216 p.