Дискурс-анализ интерактивного сериала "Найден_жив" (первый сезон)

Автор: Тихонова Софья Владимировна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 т.21, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена дискурс-анализу мифологизации времени в интерактивном веб-сериале «Найден_жив» (первый сезон). Автор исследует становление интерактивного кинематографа, рассматривая его жанровые, стилистические и технологические особенности. Принципиальная особенность интерактивного кино заключается в изменении типовой для кинематографа схемы коммуникации, в которой зрителю отводится пассивная роль. Поскольку зритель становится участником нарратива фильма и может влиять на развитие его сюжета, дискурс интерактивного кино приобретает новые черты, связанные с внедрением в структуру фильма механик компьютерных игр. Формирование структур темпоральности фильма обогащается потенциалом игровых механик, что требует калибровки исследовательской оптики. Выбирая в качестве отправной методологической точки алгоритм дискурс-анализа Н. Фэркло, автор использует идеи Я. Богоста о работе объектно-ориентированной онтологии в исследовании компьютерных игр. Он отказывается от рассмотрения интерактивного компонента сериала как дополнительного нарратива и ориентируется на выявление работу эстетик, механик и динамик игровых вставок фильма для анализа формируемого ими опыта. В итоге дискурс-анализ интерактивного кино предполагает три уровня: синтагматический анализ кинематографического нарратива, парадигматический анализ игрового интерактива и обращение к внешним узлам нарратива. Автор показывает, что ключевым элементом дискурса сериала «Найден_жив», воспроизводящему принципы работы поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», является время как основной фактор эффективности поиска пропавшего ребенка. Дискурс фильма формирует образ времени как антисилы, противостоящей спасателям, сталкивая две темпоральных стратегии. Стратегия кинематографического нарратива направлена на постепенное ускорение субъективного восприятия времени, приводящее к острому переживанию его дефицита. Стратегия интерактива использует потенциал замедления, когда освоение симуляторов и решение квестов в субъективном опыте игрока затягивает решение базовой цели фильма. Внешние узлы нарратива, формируемые создателями сериала при контактах с прессой, сетевой и офлайновой аудиторией, совпадают с его внутренними узлами. По мнению автора, сложный дискурс интерактивного кино усиливает мифологизацию времени.

Еще

Дискус-анализ, философия видеоигр, интерактивное кино, время, мифологизация времени, волонтеры, «лизаалерт», «найден_жив»

Короткий адрес: https://sciup.org/149142292

IDR: 149142292   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.4.2

Список литературы Дискурс-анализ интерактивного сериала "Найден_жив" (первый сезон)

  • Альперина web - Альперина С. К 10-летию отряда «ЛизаАлерт» выйдет новая серия проекта «Найден_жив» // https://rg.ru/2020/10/15/k-10-letiiu-otriada-lizaalert-vyjdet-novaia-seriia-proekta-najden_zhiv. html
  • Богост 2015 - Богост Я. Бардак в видеоиграх // Логос. 2015. № 1 (103). C. 79-99.
  • Найден_жив. Интерактивный веб-сериал web - Сайт проекта «Найден_жив. Интерактивный веб-сериал» // https://найден-жив.рф.
  • Островская 2017 - Островская Е.А. Дискурс-анализ «Левиафана»: православная идеология в артхаусном кино // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2 (138). C. 211-232.
  • Памятник потерянному времени... web - Памятник потерянному времени установили в Орехово-Зуеве волонтеры «Лизы Алерт» // https://mosregtoday.ru/culture/pamyatnik-poteryannomu-vremeni-ustanovili-v-orehovo-zueve-volontery-lizy-alert/
  • Dijk 1993 - Dijk T.A. van. Principles of Critical Discourse Analysis // Discourse & Society. 1993. № 2 (4). C. 249-283.
  • Fairclough (ed.) 1992 - Critical language awareness / N. Fairclough (ed.). London; New York: Longman, 1992.
  • Fairclough 1995 - Fairclough N. Critical discourse analysis: the critical study of language. London; New York: Longman, 1995.
  • Fairclough 2003 - Fairclough N. Analysing discourse: textual analysis for social research. London; New York: Routledge, 2003.
  • Jäger, Maier 2009 - Jäger S., Maier F. Theoretical and methodological aspects of Foucauldian critical discourse analysis and dispositive analysis // Methods of Critical Discourse Analysis. London, SAGE Publications Ltd, 2009. P. 165-195.
  • Kim, Noriega 2020 - Kim G., Noriega C. The Value of Media Studies Approaches for the Evaluation of Entertainment Education: A Case Study of East Los High // Health Education & Behavior. 2020. № 1 (47). C. 24-28.
  • Love, Tanjasiri 2012 - Love G.D., Tanjasiri S.P. Using Entertainment-Education to Promote Cervical Cancer Screening in Thai Women // Journal of Cancer Education. 2012. № 3 (27). C. 585-590.
  • Montfort, Bogost 2009 - Montfort N., Bogost I. Racing the beam: the Atari Video computer system. -Cambridge, Mass: MIT Press, 2009.
  • Morgan, Movius, Cody 2009 - Morgan S.E., Movius L., Cody M.J. The Power of Narratives: The Effect of Entertainment Television Organ Donation Storylines on the Attitudes, Knowledge, and Behaviors of Donors and Nondonors // Journal of Communication. 2009. № 1 (59). Р. 135-151.
  • Singhal, Rogers, Brown 1993 - Singhal A., Rogers E.M., Brown W.J. Harnessing the potential of entertainment-education telenovelas // Gazette (Leiden, Netherlands). 1993. № 1 (51). Р. 1-18.
  • Wodak (ed.) 1989 - Language, power, and ideology: studies in political discourse. Amsterdam; Philadelphia: J. Benjamins, 1989.
Еще
Статья научная