Эстетика рецептивного ответа в послереволюционном искусстве России. «Ленинская кино-правда», «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и деятельность Литературного центра конструктивистов (ЛЦК)
Автор: Венкова Алина Владимировна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Языки культуры
Статья в выпуске: 2 (59), 2021 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается спектр рецептивных реакций, заложенных в произведениях киноавангарда Дзиги Вертова и деятельности Литературного центра конструктивистов (ЛЦК) с акцентом на эстетической программе Корнелия Зелинского. Показано, что ранний советский кинематограф и литературный конструктивизм содержали элементы двух рецептивных моделей - нейтральной и пассивной. Для нейтральной характерны: состояние холодного безоценочного переживания, отсутствие сотворческой тенденции к выработке индивидуальных смыслов и обогащению художественного «текста», слабо прочитывающаяся авторская позиция, отсутствие заложенных в ткани произведения авторских оценок и интерпретаций. В поэтике киноавангарда и конструктивизма содержатся и элементы пассивного типа художественной рецепции, языком которого является навязывание интерпретации, максимальная ясность материала, высказанность авторской позиции. В целом, для поэтики раннего советского кино и литературного конструктивизма характерен дуализм формы и содержания, где форма стремится к намеренному усложнения, а содержание - к максимальной простоте. Показано, что для данной группы произведений и сопутствующих им эстетических установок характерно балансирование между нейтральным и пассивным типом рецепции, что определяет деятельность большинства конструктивистов в разных видах искусства.
Авангард, кино-правда, дзига вертов, конструктивизм, корнелий зелинский, литературный центр конструктивистов, рецепция
Короткий адрес: https://sciup.org/140257541
IDR: 140257541
Список литературы Эстетика рецептивного ответа в послереволюционном искусстве России. «Ленинская кино-правда», «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и деятельность Литературного центра конструктивистов (ЛЦК)
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум 1996. - С. 15-65.
- Бизнес. Сборник литературного центра конструктивистов (ЛЦК) / Под ред. Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского. - М.: Госиздат, 1929. - 260 с.
- Венкова А.В. Эстетика рецептивного ответа в послереволюционном искусстве России. Беспредметное творчество, «цветодинамос» и супрематическая мечта о «чистоте беспредметных ощущений» // Международный журнал исследований культуры. - 2020, № 4 (41). - С. 186-198. - DOЫ0.52173/2079-1100_2020_4_186
- Венкова А.В. Эстетика рецептивного ответа в послереволюционном искусстве России. Теоретическая программа журнала «Кино-фот» и деятельность «Первой рабочей группы конструктивистов» // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 1. - С. 31-37.
- Вертов Д. Краткая летопись жизни и творчества. Факты, замыслы, фильмы, публикации. - М.: Искусство, 1967. - 318 с.
- Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга по эстетике. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957. - С. 459-475.
- Герман М.Ю. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. - 1995, № 1. - С. 99-126.
- Госплан литературы. Сборник литературного центра конструктивистов (ЛЦК) / Под ред. Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского. - М.-Л.: Круг, 1925. - 144 с.
- Зелинский К. Госплан литературы // Сборник литературного центра конструктивистов (ЛЦК) / Под ред. Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского. - М.-Л.: Круг, 1925. С. 12-24.
- Зелинский К. О конструктивизме // Литературные манифесты: (От символизма к Октябрю). - М.: Федерация, 1929. - С. 262-264.
- Зелинский К. Конструктивизм и социализм // Бизнес. Сборник литературного центра конструктивистов (ЛЦК) / Под ред. Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского. - М.: Госиздат, 1929. - С. 9.
- Мена всех. Сборник литературного центра конструктивистов. - М., 1924.
- Стрелков И. «Ленинская киноправда» Дзиги Вертова (Поиск драматургической структуры документального фильма). - М.: ВГИК, 1971. - 126 с.