«Колчаковщина» в советском игровом кино

Автор: Волков Евгений Владимирович

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: История на экране

Статья в выпуске: 35, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе архивных и опубликованных источников анализируются кинематографические образы Белого движения на Восточном фронте Гражданской войны в советском игровом кино. Главное внимание уделяется эволюции кинематографических образов адмирала А.В. Колчака, его власти и его войск, а также известных белых генералов на разных этапах развития советского общества и советской культуры. Делается вывод о значительном влиянии как партийно-государственной власти, так и культурной памяти общества на эволюцию кинематографических образов Белого движения на востоке России.

Гражданская война в России, белое движение, а.в. колчак, колчаковская диктатура ("колчаковщина"), советское историческое кино, кинематографический образ, фильм "чапаев", культура, культурная память

Короткий адрес: https://sciup.org/14913662

IDR: 14913662

Список литературы «Колчаковщина» в советском игровом кино

  • Блейман М.Ю. «Сорок первый»//Блейман М.Ю. О кино -свидетельские показания. М., 1973. С. 80-81.
  • Ленинградская правда. 1927. 17 марта.
  • Шнейдерман И.И. Григорий Чухрай. Л.; М., 1965. С. 35.
  • Кино. 1927. 12 марта.
  • История советского кино. Т. 2. М., 1973. С. 68.
  • Зоркая Н.М. Советский историко-революционный фильм. М., 1962. С. 131.
  • Марголит Е., Шмыров В. Изъятое кино. Каталог советских игровых картин, не выпущенных во всесоюзный прокат по завершении производства или изъятых из действующего фильмофонда в год выпуска на экран (1924-1953). М., 1995. С. 34-35.
  • Кремлевский кинотеатр, 1928-1953: Документы. М., 2005. С. 201.
  • Кондаков Ю.Е. Гражданская война на экране: Белое движение (эпоха немого кино)//Клио. 2007. № 4. С. 90-91.
  • Партия о кино. М., 1939. С. 42-43.
  • Васильев Г.Н., Васильев С.Д. «Чапаев» Фурманова и «Чапаев» на экране//Васильев Г.Н., Васильев С.Д. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. С. 136-137.
  • Андроникова М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и кино. М., 1974. С. 96.
  • Балмасов С.С. Лбищенский рейд и уничтожение штаба Чапаева 5 сентября 1919 г. // Белая гвардия. 2001. № 5. С. 75-77.
  • Илларион Николаевич Певцов: Литературно-театральное наследие. Воспоминания о Певцове. М., 1978. С. 93.
  • Власов М.П. Советский исторический и историко-революционный фильм. М., 1962. С. 16.
  • Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. М., 1979. С. 86.
  • Юренев Р.Н. Книга фильмов: Статьи и рецензии разных лет. М., 1981. С. 29, 33.
  • Зоркая Н.М. Крутится, вертится шар голубой... Десять шедевров советского кино. М., 1998. С. 85-86.
  • Kenez P. Cinema and Soviet Society, 1917-1953. Cambridge (Mass.), 1992. P. 176.
  • Васильев С.Д. Беседа в государственном институте кинематографии//Васильев Г.Н., Васильев С.Д. Собр. cоч. Т. 2. М., 1982. С. 162.
  • РГАЛИ. Ф. 2733. Оп. 1. Д. 719. Л. 12, 72.
  • Волков Е.В. Образ каппелевцев в фильме братьев Васильевых «Чапаев»//Каппель и каппелевцы. М., 2003. С. 539.
  • Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов//Отечественная история. 2003. № 6. С. 45.
  • Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 182.
  • "А дряни подобно "Гармонь" больше не ставите?.": Записи бесед Б.З. Шумяцкого с И.В. Сталиным после кинопросмотров, 1934 // Киноведческие записки. 2002. № 61. С. 284.
  • "Картина сильная, хорошая, но не "Чапаев"..": Записки бесед Б.З. Шумяцкого с И.В. Сталиным после кинопросмотров, 1935-1937 // Киноведческие записки. 2003. № 62. С. 116.
  • Братья Васильевы: жизнь и творчество. М., 1978. С. 90.
  • Культурная жизнь в СССР: Хроника, 1928-1941. М., 1976. С. 442.
  • Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2006. С. 220.
  • Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. М., 1990. С. 180, 185.
  • Михайлов В. Сталинская модель управления кинематографом//Кино: политика и люди (30-е годы). М., 1995. С. 23.
  • Зоркая Н.М. Портреты. М., 1966. С. 263.
  • Стенограмма заседания художественного совета киностудии «Мосфильм», 1956 г.//Киноведческие записки. 2002. № 61. С. 72, 73, 77.
  • РГАЛИ. Ф. 2923. Оп. 1. Д. 874. Л. 6-7, 13, 19, 34.
  • Аннинский Л.А. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей. М., 1991. С. 19.
  • Сибирцев Г. Четыре роли Олега Стриженова//Советский экран. 1957. № 16. С. 8.
  • Кинематограф оттепели: Документы и свидетельства. М., 1998. С. 381.
  • Стриженов О.А. Исповедь. М., 2001. С. 21, 90.
  • РГАЛИ. Ф. 2468. Оп. 2. Д. 426. Л. 23.
  • Советские художественные фильмы: Аннотированный каталог (1958-1963). Т. 4. М., 1968. С. 513-514.
  • РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Д. 940. Л. 4-5, 12, 50.
  • РГАЛИ. Ф. 2468. Оп. 6. Д. 339. Л. 12-13.
  • РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 1. Д. 1227. Л. 5, 6, 51-52.
  • Орлов В. Сражение выигрывает Фрунзе//Советский экран. 1968. № 21. С. 7.
  • Dunlop J.B. The New Russian Nationalism. Washington, 1985. P. 56.
  • Petro N. The rebirth of Russian Democracy: an interpretation of political culture. Cambridge; L., 1995. P. 112-113.
  • Власов М.П. Советское кино 70-х -первой половины 80-х годов. М., 1997. С. 146-147.
  • Маркова Ф. И сюжет, и характер//Советский экран. 1971. № 7. С. 3.
  • РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Д. 2366. Л. 2, 8, 60, 63, 64.
  • Волков Е.В., Егоров Н.Д., Купцов И.В. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: Биографический справочник. М., 2003. С. 85.
  • Цветков В.Ж. Разгромили атаманов, разогнали воевод//Родина. 1997. № 11. С. 42-45.
  • Ципкин Ю.Н. Приморье: последний оплот Белого движения в России (1920-1922)//Белая армия. Белое дело. 1997. № 4. С. 99-118.
  • РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Д. 4346. Л. 21.
  • Лындина Э. Легко ли держать паузу?//Советский экран. 1986. № 23. С. 16-17.
  • Дацкевич А. Белая стая//Дом кино. 1990. Март. С. 8-9, 12.
Еще
Статья научная