Мотив рождения героя в сказочно-эпической традиции калмыков

Автор: Горяева Баира Басанговна, Убушиева Дамара Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 1 (60), 2022 года.

Бесплатный доступ

Систематизация фольклорных образцов на уровне мотивов представляется актуальной и значимой для исследования генезиса и развития сказочных и эпических текстов, восходящих к одной этнической традиции, а также для дальнейшего сравнительно-типологического изучения на более широком материале. Целью данной статьи является рассмотрение мотива рождения в устной традиции калмыков на материале сказок и эпоса в сравнении с мотивами монгольского эпоса, систематизированными С.Ю. Неклюдовым. Материалом для исследования мотивов сказочно-эпической традиции калмыков явились архивные материалы, тома «Хальмг туульс», тома «Свода калмыцкого фольклора». Анализ показал, что мотив рождения семантически неразложим, морфологически он раскладывается на отдельные элементы. Предикат (функция) рождение героя в сказочно-эпической традиции калмыков сопровождается различными мотивировками. Отсутствие наследника вызывает необходимость действовать, чтобы устранить это обстоятельство. Сказка развернуто показывает обстоятельства появления сына у престарелых родителей. Мотив рождения героя в сказочной традиции расширяется за счет описания бесчисленного множества скота четырех видов. В эпосе ситуация отсутствия наследника характеризуется лаконизмом изложения -недосказанностью. При этом мотив трансформируется с сохранением условий чудесного рождения героя от небесной девы. Эпический текст представляет архаические мифы о материнском начале Земли, отраженные в рудименте мотива петрогенеза. Мотив рождения, реализуемый через формулу «чудесные дети», дополняется обстоятельством рождения героя у бездетных стариков, а устойчивая формула данного мотива характеризует в эпосе персонаж старшего поколения Алтана Чееджи. В сказочной традиции поздний пласт представлений о рождении героя связан с воззрениями буддизма

Еще

Калмыцкий фольклор, сказочно-эпическая традиция, мотив, чудесное рождение, герой

Короткий адрес: https://sciup.org/149139965

IDR: 149139965

Список литературы Мотив рождения героя в сказочно-эпической традиции калмыков

  • Басангова Т.Г. Животные в калмыцком фольклоре. Элиста: КалмГУ 2019. 192 с.
  • Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста: Калмиздат, 1999. 182 с.
  • Борджанова Т.Г. О жанровой специфике монголо-ойратского героического эпоса // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978. С. 15-24.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.
  • (а) Горяева Б.Б. Мотив волшебного помощника в калмыцкой сказке // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. 2018. № 5. С. 76-85.
  • (b) Горяева Б.Б. Традиции народной медицины в мотивах волшебной сказки калмыков // Новые исследования Тувы. 2018. № 4. С. 161-177.
  • Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука; Восточная литература, 1997. 320 с.
  • Кичиков А.Ш. О тууль-улигерном эпосе (к постановке вопроса) // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978. С. 3-6.
  • Манджиева Б.Б. К проблеме изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия «Эпосоведение», № 1 (01). 2016. С. 44-50.
  • Манджиева Б.Б. Сюжетообразующие мотивы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 322-334.
  • Манджиева Б.Б. Эпические мотивы Малодербетовского цикла эпоса «Джангар» // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2021. № 2 (35). С. 105113.
  • Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978. С. 51-62.
  • Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
  • Овалов Э.Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. Элиста: Джангар, 2008. 304 с.
  • Овалов Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: Джангар, 2004. 183 с.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. 365 с.
  • Сарангов В.Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. Элиста: Издательство КалмГУ, 2015. 104 с.
  • Селеева Ц.Б. Опыт составления указателя эпических мотивов для тома Свода калмыцкого фольклора «Калмыцкий героический эпос «Джангар» // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Сборник научных статей. Элиста, 2007. С. 111-116.
  • Селеева Ц.Б. Функционально-семантические особенности типических мотивов в сюжете синьцзян-ойратской версии «Джангара» // Новый филологический вестник. 2019. № 4 (51). С. 53-64.
  • Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 286 с.
  • Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Научное издание. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 1999. 104 с. URL https://ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm (дата обращения: 01.03.2022).
  • Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. «Табан хошуу мал»: верблюд в традиционных представлениях монгольских народов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2013. N° 4 (12). С. 34-44.
  • Убушиева Д.В. Мотив смеха и плача в калмыцком фольклоре // Новый филологический вестник. 2021. № 4 (59). С. 382-399.
  • Убушиева Д.В. Мотив чудесного рождения героя в ранних циклах эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 310-321.
  • Убушиева Д.В. Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 5769.
  • Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2006. 255 с.
  • Хабунова Е.Э. Мотив брачных состязаний в национальных версиях эпоса «Джангар»: диапазон варьирования // Сетевое востоковедение: устные и письменные традиции в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы II Международного научного форума. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова. 2018. С. 44-47.
  • Хабунова Е.Э. Мотив старения ханши Ага Шавдал в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А.Ш. Кичикова. Отв. ред. Л.К. Натыров. 2002. С. 297-301.
  • Heissig W. Die mongolischen Heldenepen - Struktur und Motive. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1979. 38 S.
Еще
Статья научная