Синтез художественных средств живописи Востока и Запада в творчестве мариниста В. И. Шиляева

Автор: Капинус А.Ю.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Культурное наследие

Статья в выпуске: 1 (70), 2024 года.

Бесплатный доступ

Миру хорошо известно наследие великого И.К. Айвазовского, несколько в меньшей степени произведения других маринистов России: А.П. Боголюбова, Л.Ф. Лагорио, Р.Г. Судковского, С.Ф. Щедрина, Н.Н. Гриценко, Э.Я. Магдесяна, А.К. Беггрова. Однако каждый из них, начиная с Ф.Я. Алексеева (1753-1824), внёс свою лепту в развитие жанра морского пейзажа, демонстрируя особенности техники собственной манеры живописи. В наше время, на рубеже ХХ и ХХI вв., тщательно изучив труды русских и зарубежных маринистов, их достижения, собрав это в своём творчестве, дальневосточный маринист В.И. Шиляев (1948-2017), не только воспел живописью подвиги российских первопроходцев в морях Тихого океана, но и продолжил совершенствование художественной визуализации морской волны. Его новаторство в развитии современной маринистики стало заметным, а произведения известны не только в нашей стране, но и за её рубежами. В ряде статей искусствоведы показали особенности творчества художника, описали его виртуозную технику, тонкую интуицию, индивидуальную манеру, основанную на преемственности традиций русской и европейской живописи. В данной статье раскрывается ещё одна отличительная черта смешанной импровизационной техники визуализации морской волны мариниста В.И. Шиляева. Удивительно животрепещущее восприятие его произведений и специалистами, и неподготовленными зрителями объясняется синергией художественных средств живописи Востока и Запада, вызывающей всплеск ощущений при осознании гармонии формы и содержания безупречно представленного движущегося объёма прозрачной морской волны на плоскости холста. Автор предлагает вниманию читателей разгадку феноменально виртуозного живописного мазка мариниста, создающего реальную иллюзию присутствия наблюдателя среди морских волн.

Еще

Жанр марина, морской пейзаж, синергия художественных средств, техника живописи, художественный образ, художник-маринист

Короткий адрес: https://sciup.org/140304457

IDR: 140304457   |   DOI: 10.53115/19975996_2024_01_106_112

Список литературы Синтез художественных средств живописи Востока и Запада в творчестве мариниста В. И. Шиляева

  • Варламова Л.И. 70 лет со дня рождения Шиляева Валерия Ивановича (1948 – 14 ноября 2017) // Календарь дат и событий Приморского края на 2018 год / Сост. Н.А. Гаврилова, Н.С. Иванцова. – Владивосток, 2017. – С. 191–200.
  • Варламова Л.И. Тихий океан и его корабли // Галерея искусств Колизей Арт. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.colisart.ru/pressa/item21.html (23.12.2023)
  • Зотова О.И. Предчувствие моря, или романтик в эпоху космических скоростей [Электронный ресурс] // Галерея искусств Колизей Арт. 14.12.2011. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.colisart.ru/pressa/item22.html (23.12.2023)
  • Зотова О.И. Пленённый морем // Русская галерея – ХХI век. – 2007, № 4. – С. 21.
  • Зотова О.И. Предчувствие моря // Русская галерея – ХХI век. – 2009, № 8–9. – С. 16.
  • Капинус А.Ю. К вопросу о живописной технике мариниста В.И. Шиляева // Известия Байкальского государственного университета. Т. 30. – 2020, № 2. – С. 185–194. – DOI: 10.17150/2500–2759.2020.30(2).185–194
  • Капинус А.Ю. Психологический реализм жанра марина на примере наследия Л. Бакхёйзена, И.К. Айвазовского и В.И. Шиляева // Вестник культуры и искусств. – 2021, № 2 (66). – С. 100–107.
  • Капинус А.Ю. Творчество художника–мариниста В.И. Шиляева / Магистерская дисс. – 2019. – 234 с. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://library.dvfu.ru/viewer/?doc=619803 (20.12.2023)
  • Карине Геворгян: гей парады, цена России и будущее мира. – Youtube // ЭМПАТИЯ МАНУЧИ, 06.02.2023 – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dN_ytSIVDbI (22.12.2023)
  • Медкова Е.С. Соединить несовместимое – Восток и Запад // Искусство. – 2008, № 13. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801307 (23.12.2023)
  • Отличие восточной живописи от европейской // Клуб восточной культуры «Две империи». – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://dveimperii.ru/articles/zhivopis-zapada-i-zhivopis-vostoka (22.12.2023)
  • Пин Пинфань. Сопоставительный анализ основ китайской и европейской живописи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – С. 355–361. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-osnovkitayskoy-i-evropeyskoy-zhivopisi (22.12.2023)
  • Пин Пинфань. Художественная интерпретация традиционной живописи Китая в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга / Дисс. ... канд. искусствоведения. – СПб., 2009. – 177 с. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennayainterpretatsiya-traditsionnoi-zhivopisi-kitaya-v-dekorativnom-ubranstve-i-0/read (26.12.2023)
  • Роули Дж. Принципы китайской живописи. Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. – М.: Наталис, 1997, 325 с. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/r/Rowley.html (26.12.2023)
  • Слобин Дэн, Грин Джудит. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976. – 352 с.
  • Тулуз-Лотрек А. «Труппа мадемуазель Эглантин» // Артхив. – Труппа мадемуазель Эглантин // Живопись, – 1895. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://artchive.ru/henritoulouselautrec/works/380625~Truppa_mademuazel’_Eglantinи (23.12.2023)
  • Хокусай и японская гравюра // Культура и искусство. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://culture-art.ru/2016/06/11 (23.12.2023)
  • Художник-маринист Валерий Иванович Шиляев // Об авторе. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.shilaev.com/index/author/0–2 (22.12.2023)
  • Чем отличается живопись Китая от европейской живописи // Пурпурный город. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://пурпурный-город.рф/chem-otlichaetsya-kitajskaya-zhivopis-ot-evropejskoj (23.12.2023)
Еще
Статья научная