Социально-культурные технологии в системе профилактики профессиональной деформации сотрудников МВД
Автор: Харламова Н.Н.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Исследования молодых ученых
Статья в выпуске: 1 (27), 2009 года.
Бесплатный доступ
В предлагаемой статье обосновывается необходимость комплексного применения технологий социально-культурной деятельности в процессе профилактики профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка как фактора оптимизации личностных и профессиональных деструкций.
Профессиональная деформация, технологии социально-культурной деятельности, милиция, профилактика
Короткий адрес: https://sciup.org/14488713
IDR: 14488713
Текст научной статьи Социально-культурные технологии в системе профилактики профессиональной деформации сотрудников МВД
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ МВД
В предлагаемой статье обосновывается необходимость комплексного применения технологий социально-культурной деятельности в процессе профилактики профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка как фактора оптимизации личностных и профессиональных деструкций. Ключевые слова: профессиональная деформация, технологии социально-культурной деятельности, милиция, профилактика.
Проблема влияния профессиональной деятельности на личность привлекала к себе внимание исследователей на протяжении всего прошедшего столетия и актуализируется сегодня – в XXI веке – вследствие того общественного кризиса, который повлекли изменения нравственно-этических ценностей поколения. Как показывает практика, профессиональная деформация сотрудников МВД происходит под влиянием негативных социально-экономических факторов криминализации экономики и активизации преступных сообществ, коррумпированности органов государственной власти, в том числе и правоохранительных, выполнении личным составом ОВД несвойственных функций (например, участие в боевых действиях в зонах вооружённых конфликтов) и др.
Следует отметить, что подобные явления наблюдаются практически во всех сферах профессиональной деятельности и любая профессия может инициировать образование профессиональных деформаций личности, но наиболее уязвимыми являются социономические профессии типа «человек — человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.
Понятие «профессиональная деформация» было введено Питиримом Сорокиным в начале ХХ века для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на человека, представляющего собой результат искажения профессиональных и личностных качеств сотрудника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды (4).
В научной литературе существует ряд направлений, изучающих проблему профессиональной деформации, в частности сотрудника ОВД, которые позволяют приблизиться к пониманию ее сущности.
Среди русских мыслителей, пытавшихся исследовать влияние профессиональной деятельности на личность, можно отметить И. А. Ильина, Н. М. Коркунова, С. А. Муромцева, П. Н. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, П. А. Сорокина и др.
В современных психологических исследованиях выделяются труды Б. Г. Ананьева, С. П. Безносова, А. В. Будакова, раскрывающие природу профессионализма; научные подходы Г. Д. Дубова, А. А. Молчанова о сущности нравственных ценностей в профессиональной деятельности, а также исследования С. Е. Борисовой, Н. Л. Грандт, Е. Г. Луниной, В. С. Медведева и др., характеризующие проблемное поле профессионализма сотрудника ОВД.
Различные аспекты профессиональной деформации освещаются в работах юридического характера (В. А. Дроздов, А. Р. Ратинов, В. М. Столовский), а также в работах этического характера (С. И. Бражник, Н. А. Захарченко, А. В. Опалев), что подтверждает междисциплинарный статус исследуемой нами проблемы. Вместе с
Г тем практически отсутствуют работы, посвященные социокультурной природе профессиональной деформации и возможностям применения технологического комплекса социально-культурной деятельности в системе ее профилактики (2, с. 25).
Специфика правоохранительной деятельности, обусловленная необходимостью вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, поэтому при отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости довольно часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. Как следствие, профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.
Проведенный опрос среди милиционеров и действующих сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в 41 городе России аналитическим центром Ю. Левады в 2006 году зафиксировал, что большинство опрошенных милиционеров (70%) угнетает факт негативного отношения общества к милиции, ее неуважения со стороны граждан. Юрий Левада отметил, что отношение к милиции уже на протяжении многих лет остается негативным. «Только в годы романтических надежд перестройки людям казалось, что происходит улучшение деятельности правоохранительных ведомств, но за последние годы стабильно и значительно преобладают представления об ухудшении в этой сфере».
Также существует точка зрения, что профессиональные деформации представляют собой разновидность профзаболеваний, они неизбежны, и проблема заключается в их профилактике и технологиях преодоления. Фактически происходит проникновение «Я–профессионального» в «Я–человеческое», то есть при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.
Среди работников правоохранительных органов часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность и др. С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью (1, с. 7).
В частности, авторитарность как проявление профессиональной деформации проявляется в жесткой централизации процесса управления, деспотизме, в преимущественном использовании распоряжений, указаний, наказаний, в нетерпимости к критике, переоценке собственных возможностей, потребности командовать другими.
Демонстративность проявляется в чрезмерной эмоциональности, самопрезен-тации. По сути, управленческая деятельность становится средством самоутверждения и превосходства на фоне профессионального коллектива.
Профессиональный догматизм характеризуется стремлением к упрощению профессиональных задач и ситуаций, преувеличенной ориентацией на свой опыт, игнорированием социально-психологических знаний и склонностью к мыслительным и речевым штампам.
Наиболее типичным примером эмоционального выгорания становится п рофессиональная индифферентность как проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости в деловом общении, игнорировании индивидуальных особенностей коллег и негативного восприятия этических норм и правил поведения (1, с. 7).
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятно- сти развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Для этой цели в кадровой службе системы МВД создана психологическая служба, включающая направления диагностики и психологической коррекции, оптимизации социальной и воспитательной работы среди военнослужащих (3, с. 3).
В контексте социально-культурной деятельности тревогу вызывают факторы корпоративности деятельности охраны и правопорядка, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества; психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил; необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры и др.
В связи с этим востребованность приобретают культуротворческие, рекреативно-оздоровительные и социально-защитные технологии досуговой сферы сотрудников и их семей, технологии профессионального самообразования и саморазвития просветительного характера, основанные на самодеятельной активности участников, а также технологии личностной самоактуализации, интегрирующие анимационные подходы профессионального общения в условиях корпоративной культуры.
Эффективность применения указанных технологий зависит от целеполагания профилактического процесса, а также комплекса психолого-педагогических условий системности и последовательности организации мероприятий, личностной мотивированности, психологической комфортности культурно-досуговой рекреации сотрудников правоохранительной системы, оптимизации коммуникационной сферы профессиональной деятельности.
Таким образом, основной целью применения социально-культурных технологий профилактики профессиональной деформации сотрудника ОВД становится признание профессионализма в качестве социокультурной нормы, что позволяет выявить не только внутренние механизмы формирования профессионализма и возможные отклонения, но и новые качества профессионализма, ранее ему не свойственные – творческие, смыслоформирующие и др. (5).
Вследствие этого личностными ресурсами преодоления профессиональной деформации выступают: развитие интереса к многообразию культуры, снятие национального, конфессионального, социально-политического отчуждения, формирование научного мировоззрения, развитие творческой активности, наполнение и использование духовно-ценностного потенциала в профессиональной деятельности.