Вариативность мелодических паттернов обращения в англоязычном интервью
Автор: Сороколетова Наталья Юрьевна
Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics
Рубрика: Главная тема номера «Прикладная и экспериментальная лингвистика: векторы развития»
Статья в выпуске: 3 т.17, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты комплексного экспериментально-фонетического анализа мелодических паттернов обращения в радио- и телеинтервью на английском языке. Установлено, что в англоязычных интервью обращение служит для установления, поддержания, восстановления, завершения контакта, смены темы, привлечения внимания, выражения коммуникативной тональности. В речевой практике позиция обращения не является строго регламентированной, оно может находиться в абсолютной, начальной, серединной и финальной позициях в высказывании, что влияет на мелодические паттерны его реализации в речи. Обращение часто реализуется совместно с другими речевыми актами (приветствия, благодарности, представления, прощания, комплимента). Проведенное фонетическое исследование позволило выявить некоторые закономерности функционирования мелодических средств в формулах обращения. Установлено, что обращение в начале интервью представлено в препозиции или постпозиции, выполняет контактоустанавливающую функцию и может быть произнесено ровным, низким или средним нисходящим, восходяще-нисходящим тоном или продолжать мелодический рисунок предыдущего высказывания. В основной части интервью обращение оформляется низким, средним или высоким нисходящим, нисходящевосходящим, низким восходящим, восходяще-нисходящим тоном или продолжает мелодический паттерн предыдущей фразы. В этой части интервью обращение служит для возобновления контакта, привлечения внимания слушающего к теме дискуссии, поддержания контакта, размыкания контакта и может употребляться в препозиции или интерпозиции. В финальной части интервью обращение представлено в препозиции к другим речевым актам, используется для размыкания контакта и оформляется низким нисходящим или нисходяще-восходящим тоном. Финальное обращение может не образовывать отдельную синтагму и не иметь самостоятельного мелодического рисунка.
Обращение, интервью, фатическая функция, мелодический рисунок, тон
Короткий адрес: https://sciup.org/149129915
IDR: 149129915 | DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.3.7
Список литературы Вариативность мелодических паттернов обращения в англоязычном интервью
- Артемова Л. А., 2016. Функции именования автора и референта в медийных сообщениях различных жанров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 4. С. 35-40.
- Гольдин В. Е., 2009. Обращение: теоретические проблемы. М.: ЛИБРОКОМ. 136 с.
- Карасик В. И., 1992. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т. 330 с.
- Кожухова Л. В., 2007. Речевой акт обращения // Вестник Ставропольского государственного университета. № 48. С. 80-85.
- Формановская Н. И., 1989. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа. 159 с.
- Янко Т. Е., 2010. Обращения в структуре дискурса // Логический анализ языка. Моно-, диа-, полилог в разных культурах / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик. C. 456-468.
- Янковская И. В., 2012. Роль маркеров в организации структуры интервью (когнитивно-дискурсивный подход) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. № 639. С. 311-320.