Визуально-ритмические особенности романа А. Белого "Маски"

Автор: Федорова Екатерина Викторовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (49), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализированы визуально-ритмические особенности итогового романа А. Белого «Маски». Отмечена роль А. Белого как родоначальника визуальной модели XX в., общим признаком которой является дискретность пространства страницы. Основным предметом исследовательского внимания становится взаимосвязь микро- и макроуровней текста: внешнего визуального облика, ритмической организации и идейного замысла произведения. Предпринятое исследование доказывает, что в романе «Маски» ведущую роль играет взаимодействие визуального и ритмического компонентов текста: визуально-графические особенности романов А. Белого влияют на особенности интонирования, обозначая паузы, темп повествования, место и интенсивность ударения, и выполняют ритмообразующую функцию. На первый план в романе «Маски» выходят такие визуальные приемы, как использование дополнительных отступов, «лесенки», фигурного расположения текста, графического эквивалента текста и шрифтовой акциденции. Визуальная составляющая романа становится маркером, подчеркивающим повтор или смену ритмического рисунка текста. Фиксируя и зрительно закрепляя смену сюжета, действия, времени, визуальное деление позволяет замедлять или ускорять ритм текста. Также расположение текстового массива акцентирует ритм образов и лейтмотивов, визуально выделяя повторяющиеся элементы. Взаимодействие ритмико-интонационного и визуально-графического уровней текста романа создает дополнительные, невыраженные вербально смыслы, выполняет эмоционально-выразительную функцию, активизирует читательское восприятие.

Еще

А. белый, визуальная модель, дискретность, ритм прозы, пространство страницы, графический эквивалент текста, шрифтовая акциденция

Короткий адрес: https://sciup.org/149127155

IDR: 149127155   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00042

Список литературы Визуально-ритмические особенности романа А. Белого "Маски"

  • Белый А. Маски. М., 1932.
  • Белый А. Письма к А.М. Мискарян/публ. и вст. заметка Нвард Терян//Русская литература. 1973. № 1. С. 155-158.
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1998.
  • Орлицкий Ю.Б. «Анапестический» «Петербург» и «ямбическая» «Москва»//Москва и «Москва» А. Белого. М., 1999. С. 200-211.
  • Рицци Д. 1911 год: к истокам «московского текста» Андрея Белого//Москва и «Москва» Андрея Белого. М., 1999. С. 58-66.
  • Семьян Т.Ф. Визуальный облик прозаического текста. Челябинск, 2006.
  • Шталь-Швэтцер Х. Композиция ритма и мелодии в прозе Андрея Белого//Москва и «Москва» А. Белого. М., 1999. С. 161-199.
Статья научная