Гофмановские традиции в рассказе Э. По "Черт на колокольне"

Автор: Королева Вера Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 2 (61), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье творчество Э. По рассматривается как один из значимых этапов на пути формирования «гофмановского текста» в американской литературе. Впервые делается попытка сопоставительного анализа сатирического рассказа Э. По «Черт на колокольне» (1839) из цикла «Гротески и арабески» с произведениями Э.Т.А. Гофмана. Утверждается мысль о том, что позднеромантические традиции сказок-каприччио Э.Т.А. Гофмана («Золотой горшок», «Принцесса Брамбилла», «Крошка Цахес», «Выбор невесты», «Королевская невеста» и «Повелитель Блох»), которые связаны с сатирическим восприятием идеи Золотого века и проблемой разрушения романтического идеала, не только нашли отражение в рассказе Э. По, но и были переосмыслены. Американский писатель, создавая иронический образ идеального города Школькофремен, превращает его в антиидеал, используя гофмановскую стилистику, в основе которой лежат романтическая ирония и гротеск. Э. По продолжает размышлять над актуальной проблематикой Гофмана, связанной с идеями разрушения принципа двоемирия и механизации общества и человека. Реализация этой проблематики в рассказе происходит за счет романтических оппозиций (живое - неживое, порядок - хаос) и сходных образов, восходящих к гофмановскому типу героя-чудака (Белькампо), который символизирует творческую стихию, и образу куклы-марионетки, который отражает процесс духовного омертвения общества. Комплексное воспроизведение стилистических черт Гофмана в рассказе Э. По является примером дальнейшего развития европейской романтической проблематики и иронического стиля в американской литературе.

Еще

Мифологема золотой век, разрушение романтического идеала, проблема механизации общества и человека, романтическая ирония и гротеск, оппозиции живое - неживое, порядок - хаос, образы героя-чудака и куклы-марионетки

Короткий адрес: https://sciup.org/149140451

IDR: 149140451   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-2-252

Список литературы Гофмановские традиции в рассказе Э. По "Черт на колокольне"

  • Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Xудожественная литература, 1991-1999.
  • Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Л.: Xудожественная литература, 1984. 296 с.
  • Королева В.В. «Гофмановский текст русской литературы» в творчестве русских символистов // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 71. C. 270-271.
  • По Э. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. 296 с.
  • Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана // Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 20. М.: Xудожественная литература, 1965. С. 602-652.
  • Федоров Ф.П. Xудожественный мир немецкого романтизма. М.: МИК, 2004. 367 с.
  • Чавчанидзе Д.Л. «Романтическая ирония» в творчестве Гофмана // Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1967. Вып. 280. С. 340-355.
  • Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
  • Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М.: Искусство, 1983.
  • Cobb P. The Influence of E.T.A. Hoffmann on the Tales of Edgar Allan Poe // Studies in Philology. 1908. Vol. 3. P. 1-105.
  • Gruener G. Poe's Knowledge of German // Modern Philology. 1904. Vol. 2. P. 125-140.
  • Martini F. Die Marchendichlungen E.T.A. Hoffmanns // Hoffmann E.T.A. / Hrsg. von H. Prang. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1976. S. 155-184.
  • Stedman E.C. Introduction to the Tales // The Works of E.A. Poe: in 10 vols. / ed. by E.C. Stedman, G.E. Woodberry. Vol. I. Chicago: Stone & Kimball, 1894. P. 91-121.
  • Stoddard R.H. The Genius of Poe // The Works of Edgar Allan Poe / introduction and memory by R.H. Stoddard. Vol. I. New York: A.C. Armstrong & Son, 1884. P. III-XIV.
  • Woodberry G.E. The Life of Edgar Allan Poe: in 2 vols. Boston: Houghton Mifflin, 1909. 384 p.
Еще
Статья научная