О радикальности конструирования в "радикальном конструктивизме"
Автор: Федулов Игорь Николаевич, Худобина Ольга Федоровна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется концептуальное содержание доктрины «радикального конструктивизма» - одного из наиболее ярких направлений в современной эпистемологии, возникшего как реакция на проблемы и противоречия классической теории познания, на предмет философской оригинальности содержания. Представители радикального конструктивизма, стремясь уйти как можно дальше от классики, полагают, что знание в принципе не может отражать объективную реальность, поскольку познающему субъекту о ней ничего неизвестно. «Реальный мир» на самом деле представляет собой не что иное, как систему мысленных конструктов, продуцируемую самим индивидом на основе информации, получаемой от органов чувств. Авторы подвергают критическому анализу на предмет научной новизны два тезиса одного из основоположников этого подхода в теории познания Эрнста фон Глазерсфельда, в которых он в свое время сформулировал парадигму радикального конструктивизма. В результате проведенного исследования авторы показывают, что основное содержание конструктивистской парадигмы в целом содержится уже в работах классиков немецкой философии XVIII-XIX столетий Иммануила Канта и Георга Гегеля, внесших фундаментальный вклад в классическую теорию познания. Канту принадлежит приоритет в открытии активной природы сознания, Гегель же впервые в истории философии предпринял попытку полностью отказаться от механистической трактовки природы, противопоставив редукционистским воззрениям идею развития. Главный результат, полученный авторами: радикальный конструктивизм, позиционирующий себя как подход, полностью противоположный классической теории познания, представляется все же недостаточно радикальным по отношению к ней, поскольку развивает идеи, имплицитно присутствующие в классических философских сочинениях.
Радикальный конструктивизм, эпистемология, теория познания, системный подход, объективная реальность, субъект
Короткий адрес: https://sciup.org/14974840
IDR: 14974840 | DOI: 10.15688/jvolsu7.2017.1.4
Список литературы О радикальности конструирования в "радикальном конструктивизме"
- Бернал, Дж. Наука в истории общества/Дж. Бернал. -М.: Изд-во иностр. лит., 1956. -735 с.
- Берталанфи, Л. Общая теория систем -критический обзор/Л. Берталанфи//Исследования по общей теории систем: сб. пер. -М.: Прогресс. 1969. -520 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа/Г. В. Ф. Гегель; пер. с нем. Г. Г. Шпета, комментарий Ю. Р. Селиванова. -М.: Академический проект, 2008. -767 с.
- Кант, И. Критика чистого разума/И. Кант. -М.: Мысль, 1994. -591 с.
- Кезин, А. В. Радикальный конструктивизм: познание в «пещере»/А. В. Кезин//Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. -2004. -№ 4. -С. 3-24.
- Лейбниц, Г.-В. Сочинения: в 4 т. Т. 1/Г.-В. Лейбниц; ред. и сост., авт. вступит. статьи и примеч. В. В. Соколов; пер. Я. М. Боровского и др. -М.: Мысль, 1982. -636 с.
- Матурана, У. Древо познания/У. Матурана, Ф. Варела; пер. с англ. Ю. А. Данилова. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -224 с.
- Огурцов, А. П. «Философия природы» Гегеля и ее место в истории философии науки/А. П. Огурцов//Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. -М.: Мысль, 1975. -695 с.
- Рассел, Б. История западной философии: в 2 кн. Кн. 2: /Б. Рассел. -М.: Миф, 1993. -445 с.
- Хакен, Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах/Г. Хакен. -М.: Мир, 1985. -424 с.
- Цоколов, С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания/С. Цоколов. -Muhchen: Phren, 2000. -332 с.
- Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. Т. 1/Ф. В. Й. Шеллинг; сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга; . -М.: Мысль, 1987. -637 с., 1 л. портр.
- Glasersfeld, E. von. Radical Construktivism. A way of Knowing and Learning/E. von Glasersfeld. -L.: Routledge, 1996. -232 p.