Целостная исполнительская подготовка музыканта
Автор: Серегин Николай Васильевич
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Образование в сфере культуры
Статья в выпуске: 1 (93), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты исследования важнейших проблем музыкального образования и воспитания. Проанализированы исследования, связанные с интонационной основой целостной подготовки музыканта, терминологические и смысловые подходы к составным элементам интонирования - артикулированию, произношению, исполнительским средствам выразительности. Показаны многовариантные возможности процесса длительной многоступенчатой подготовки музыканта-исполнителя, когда на основе интонационных факторов происходит формирование адаптационных возможностей человека к восприятию, осмыслению, переработке и передаче музыкального материала. Одновременно у обучающегося воспитывается культура передачи информации посредством подготовки его интонационных и, шире, музыкально-исполнительских качеств. Эти качества определяют возможности интонирования как процесса эмоционального раскрытия интерпретаторского смысла посредством артикуляционно-штриховых решений, способов звукоизвлечения, динамических градаций, тембровой окраски, темпа, агогики. Обучающийся наполняет свой тезаурус средствами передачи музыкальной информации во всём многообразии современных достижений музыкального искусства, педагогики, психологии и смежных наук. В процессе артикуляционно-штрихового, интонационно обоснованного образовательного процесса воспитывается психофизическая направленность музыканта-исполнителя и культуры его личности.
Музыкальное исполнительство, образование и воспитание, интонирование, артикулирование, произношение, формирование адаптационных возможностей к восприятию, осмыслению, переработке и передаче музыкального материала
Короткий адрес: https://sciup.org/144161341
IDR: 144161341 | DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10117
Список литературы Целостная исполнительская подготовка музыканта
- Асафьев Б. Л. Музыкальная форма как процесс. Книги 1-2 / [ред., вступ. статья и коммент. Е. М. Орловой]. Ленинград : Музгиз. [Ленингр. отд-ние], 1963. 378 с., 1 л. портр. : нот. ил.
- Бах К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры / пер. [с нем.] и коммент. Е. Юшкевич. Санкт-Петербург : Earlymusic, 2005. Книга 1. 169 с.
- Браудо И. А. Артикуляция : (О произношении мелодии) / под ред. Х. С. Кушнарева. 2-е издание. Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. 198 с. : нот. ил.
- Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании : учебное пособие для высших учебных заведений. Москва : РАМ имени Гнесиных, 2014. 231 с. : нот.
- Консон Г. Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов: на материале музыкального искусства : дис. на соиск. учён. степ. доктора искусствоведения : 17.00.09 / Консон Григорий Рафаэльевич. Саратов, 2010. 455 с.
- Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / пер. с фр. О. А. Серовой-Хортик ; сост., ред. пер. Д. М. Серова ; очерк о Куперене, коммент. и общ. ред. Я. И. Мильштейна. Москва : Музыка, 1973. 151 с., [4 л.] портр., ил. : нот.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. Москва : Композитор, 1993. 262 с.
- Польшина А. Д. Обработки русской народной песни в репертуаре оркестров и ансамблей народных инструментов. (Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов). Москва : ВНМЦ НТ и КПР, 1983. 141 с.
- Серегин Н. В. Психодидактика музыкальной деятельности : монография. Барнаул : Изд-во Алтайской государственной академии культуры и искусств, 2014. 180 с.
- Яворский Б. Л. Интонация - интонирование. 1935 //Рукописный архив ГЦММК имени М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хран. 4466. Л. 7.
- Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи : Материалы и заметки. Часть 1. Москва : тип. Г. Аралова, 1908. 28 с.