Статьи журнала - Schole. Философское антиковедение и классическая традиция
Все статьи: 648
"Lernaean hydra" and the problem of the origin of gnosticism
Статья научная
In the speech of E.V. Afonasin compares the testimony of the heresiologists about the mysterious sect of the "Gnostics" and attempts to assess their authenticity from the point of view of the subsequent history of Gnosticism. Particular attention is paid to one place from the "Stromat" of Clement of Alexandria (Strom. III 29, 1-2 St), which until now has not been considered in this context.
Бесплатно
"Аристотелевские" решения проблемы "материальной конституции"
Статья научная
В статье рассматриваются различные «аристотелевские» решения проблемы «материальной конституции». Вначале дается критический анализ двух решений этой проблемы, недавно предложенных Майклом Реем и Кэтрин Кослицки с опорой на идеи Аристотеля, и приводятся аргументы, почему оба решения следует признать неудовлетворительными. После этого автором излагается собственное видение того, как вышеуказанная проблема могла бы решаться с позиций метафизики Аристотеля.
Бесплатно
"Афинская полития" Аристотеля в России (1891-1937 гг.)
Рецензия
Обнаружение Афинской политии Аристотеля стало одним из ярких событий конца XIX века. Следом за первым лондонским изданием, увидевшим свет в 1891 году, выходят многочисленные переводы новонайденного трактата, возникает обширная научная литература. История изучения Афинской политии в конце XIX - первой половине XX века представляет самостоятельный интерес. Отдельного внимания заслуживает ее изучение в России: публикации, посвященные трактату, составляют лучшую страницу в истории отечественных аристотелевских штудий. Цель данной работы - собрать как можно более полную библиографию переводов и исследований Афинской политии, вышедших в России с 1891 по 1937 год.
Бесплатно
Статья научная
Будучи предметом первой философии, сущее как сущее определяется как наиболее универсальное и наиболее первое. Однако в «Метафизике» Аристотель доказывает, что ни единое, ни сущее не имеют собственной сущности и не существуют отдельно, а в «О душе» он утверждает, что универсальное есть «ничто, либо последующее», поскольку оно не существует отдельно от подлежащих, о которых высказывается. Каким же образом то, что может быть названо ничем или последующим, постулируется как предмет первой науки, который наиболее достоин познания? И, с другой стороны, если сущее как универсальное не имеет собственной сущности, на основании чего оно является единым? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрю комментарий Александра Афродисийского на «Метафизику» Аристотеля и также вопросы I.3 и Ι.11 из его «Вопросов и решений».
Бесплатно
"Гелиоцентризм" Юлиана Отступника
Статья научная
Гелиоцентризм играл важную роль в становлении античной теоретической астрономии. Однако, как известно, геоцентрическая теория выиграла в конкурентной борьбе. Тем не менее мы можем увидеть в сочинениях Юлиана Отступника отзвуки если не гелиоцентризма Аристарха Самосского, то элементов космологии Гераклида Понтийского. Мы постараемся выяснить, насколько эти «отзвуки» имеют риторический характер, подчеркивая влияние гелиолатрии «Халдейских оракулов» на Юлиана. Мы таже постараемся понять, насколько сам император-философ принимал «неортодоксальные» модели мироздания. Возможно, интуиции о том, что космология неоплатонизма сирийской и пергамской школы отклонялась от традиционной для их эпохи, можно увидеть в романе Дм. Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник».
Бесплатно
"Другая земля". Орфический мотив небесного путешествия в античной философии
Статья научная
Мотив путешествия характерен для орфики. Путешествие Орфея на Арго и его поход в Аид, путешествие душ в загробный мир и их небесное путешествие перед последующим воплощением. Эти идеи ярко представлены в орфических гимнах, орфических золотых табличках и, возможно, ярче всего, в мифах Платона, которые он рассказывает в Федоне , Федре , Горгие и Государстве . В данной работе я рассматриваю эти мифы в контексте античной философской литературы, задача которой - дать согласованную интерпретацию очень подвижным и не вполне однозначным картинам, которые рисует в своем воображении великий афинский философ. Прежде всего, это касается таких вопросов, как телесность или бестелесность душ, обстоятельств суда над ними и условий последующего воплощения, деталей топографии «другой земли» и, наконец, дискуссий о классах душ, получивших развитие в последующем платонизме.
Бесплатно
"Иное": ноэсис и онтология ("Софист" 255C8-D7)
Статья научная
Статья представляет собой комментарий к фрагменту «Софиста» 255c8-d7, где речь идет о том, нужно ли после обоснования «движения», «покоя», «сущего» и «тождественного» как отдельных родов вводить в качестве необходимого род «иного». Здесь при обсуждении «иного» неожиданно появляются эйдосы τὰ αὐτὰ καθ' αὑτά и τὰ δὲ πρὸς ἄλλα, логическая необходимость которых в ходе рассуждения вызывает сомнения. Ставится вопрос, зачем понадобилось вводить эти виды сущего при обсуждении рода «иного»? Дается краткая сводка подходов к этому месту у современных комментаторов; затем рассматривается онтологический смысл этих эйдосов на примере нескольких платоновских диалогов («Федон», «Пир», «Государств», «Филеб»). Обращение к диалогу «Тимей» позволяет показать, как эти эйдосы в виде двух главных родов («парадигмы» и «отпечатка») соотносятся с делением сущего на «само» и «отражение» в «Софисте» (266a8-с4), а третий род, «хора», с «природой иного» из «Софиста». Продемонстрированная близость описания «хоры» в «Тимее» с сущим в качестве «иного» в разбираемом фрагменте «Софиста» подкрепляется описанием сущего как «иного» в «Пармениде». Делается вывод, что внезапное вкрапление в обсуждение пяти великих родов двух основных эйдосов сущего маркирует онтологический статус ноэтического целого, описанного взаимодействием великой пятерицы. В завершающей части статьи показано, что космическая душа в «Тимее» является «объемным» космологическим образом ноэтической пятерицы из «Софиста», чем и можно, вероятно, объяснить не нужное на первый взгляд вкрапление двух онтологических эйдосов τὰ αὐτὰ καθ' αὑτά и τὰ δὲ πρὸς ἄλλα в логическое рассуждение о необходимости рода «иного».
Бесплатно
Статья научная
Статья посвящена анализу стоического понятия «искусство жизни». Сначала автор обращается к сократической философии, где впервые появляется «искусство заботы о себе» - прообраз исследуемого понятия. Затем он показывает, что нормативное требование попечения о собственной душе, высказанное Сократом, было не только подхвачено стоиками, но и оснащено ясным представлением об условиях его выполнимости. Эти представления появились благодаря данному Зеноном Китийским определению искусства как «упорядоченной совокупности постижений». Однако ригористичность раннестоического учения не позволила ясно показать механизм выполнимости. Лишь римский стоицизм в лице Сенеки смог в полной мере раскрыть смысл «искусства жизни» как теоретико-практического концепта.
Бесплатно
"Какие мнения о демонах у эллинов" Михаила Пселла (текст, перевод и комментарии)
Статья научная
В публикации представлен комментированный русский перевод небольшого компилятивного сочинения, озаглавленного Τίνα περὶ δαιμόνων δοξάζουσιν Ἕλληνες («Какие мнения о демонах у эллинов», лат. Graecorum opiniones de daemonibus) и приписываемого перу Михаила Пселла (1018 - ок. 1078). Текст представляет собой обзор религиозных и околорелигиозных практик «эллинов», то есть греков-язычников, - разумеется, в неоплатонической перспективе, которая восходит к «Халдейским оракулам» - этой «библии неоплатоников», по выражению Франца Кюмона. Михаил Пселл определенно внимательно занимался «Оракулами», как и утраченными комментариями Прокла на этот текст ii века н.э. Однако атрибуция ему «Мнений», как и диалога «Тимофей, или О демонах» (Τιμόθεος περὶ δαιμόνων) - более пространного сочинения на те же темы (демонология, жертвоприношения, мистерии, колдовство, магия, гадания), всё-таки крайне сомнительна по чисто формальным (языковым) критериям, поэтому уместнее приписать авторство этих произведений условному «Псевдо-Пселлу», то есть каким-то ученикам либо поклонникам этого выдающегося представителя византийского предгуманизма. В тексте «Мнений» легко определяются переклички не только с Проклом, но и с другими неоплатониками (Порфирием, Ямвлихом, Синезием), а главка о мистериях представляет собой почти буквальное (хотя и с искажениями) заимствование из «Увещания язычникам» Климента Александрийского. Перевод выполнен по изданию Поля Готье (1988), основанному на старейшей рукописи, Vaticanus gr. 1411 (fin. s. xiv), где сохранился текст этого сочинения (ff. 33r-34v).
Бесплатно
Статья научная
Перипатетику Дикеарху принадлежала серия работ, посвященных интеллектуальной истории Греции, в том числе первый опыт того, что можно называть философской биографией. В качестве этапов развития философской мысли Дикеарх выделяет семерых мудрецов, Пифагора, Сократа и Платона, причем, каждый раз его интересует эволюция образа жизни философа от одиноких размышлений «мудрецов», через социальный морализм Пифагора и Сократа до «академической» жизни ученого. К сожалению, ни одно из сочинений Дикеарха не дошло до нас. Публикуемые свидетельства переводятся на основе нового издания фрагментов Дикеарха, сравнительно недавно опубликованного Mirhady (2001).
Бесплатно
"Мера вещей" Протагора как критерий истины
Статья научная
Статья посвящена интерпретации понятия «мера» в знаменитом тезисе Протагора (ТП) «Человек есть мера всех вещей». Основная цель этой работы - показать, каким образом это понятие постепенно трансформировалось в критерий истины. Ответ на этот вопрос можно найти в Теэтета Платона и в двух трактатах Секста Эмпирика - Против ученых и Трех книгах Пирроновых положений . В Теэтете Платон представляет так называемую «тайную доктрину» Протагора. Согласно Уго Дзильоли, это учение представляет собой сильную версию релятивизма (robust version of relativism), охватывающую различные его типы: релятивизм истины, релятивизм бытия, релятивизм знания. Среди различных интерпретаций понятия «мера» Платон предлагает следующую: «быть мерой» означает «обладать критерием познания». Эта замена позволила Платону показать внутреннюю противоречивость ТП. В работах Секста понятие «мера» в ТП однозначно интерпретируется как критерий познания. Если для Платона слово «критерий» является философским неологизмом, то в эллинистический период оно становится широко используемым философским термином.
Бесплатно
Статья научная
Статья является рецензией на недавнее крупное исследование, посвященное целостному истолкованию «Второй аналитики». С одной стороны, в ней дается общий очерк идей, используемых Бронштейном для сложного дела интерпретации учения «Второй аналитики», с другой - рассматривается состоятельность некоторых из этих идей. В частности, подвергается критике как плохо обоснованная текстом концепция двух моделей доказательств, а также демонстрируется, что предлагаемый Бронштейном набор «ингредиентов» науки не может быть правильным, поскольку не согласуется с теми примерами построения доказательств, которые дает сам Аристотель.
Бесплатно
Статья научная
Проблема соотношения философии и риторики, широко обсуждавшаяся в эпоху поздней античности, вновь обретает актуальность в Византии XI - XII вв. Задача настоящей статьи - определить, какую позицию по этому вопросу занимал Михаил Италик († до 1157 г.), византийский ученый, ритор и философ-неоплатоник. В науке отмечалось, что в двух своих сочинениях Италик формулирует две противоположные точки зрения: в одном он утверждает, что философия бесполезна и намного уступает риторике, а в другом возвеличивает философию, способную не только исследовать отвлеченные предметы, но и заботиться о человеческом благе. В докладе анализируются эти и другие тексты, в которых Италик рассуждает о философии и риторике. Демонстрируется, что Италик присуждал первенство философии, но высоко ценил и красноречие. Делается вывод, что идеал Михаила Италика, как и других авторов той эпохи - синтез философской мысли и риторического изящества. Приводятся примеры из его сочинений, показывающие, как такой синтез реализуется на практике. Этой позиции противоречит лишь одно небольшое сочинение Италика, где он утверждает превосходство риторики над философией. Этот текст, совершенно необычный в контексте позднеантичной и византийской традиции - вероятно, образец риторической игры, не отражающей взгляды автора.
Бесплатно
"Семья" и "род" в архаическую эпоху Древней Греции: реформы Солона в области семьи и брака
Статья научная
В современной науке об античности наблюдается своеобразный ренессанс изучения реформаторской деятельности и личности афинского политика Солона. Законы Солона в области семьи и брака изучаются в меньшей степени, как и сами представления афинского реформатора о данных социальных институтах. Это связано с малочисленностью античных свидетельств по данному вопросу и со сложностью трактовки данных правовых положений, которую отмечали уже сами древние авторы. Целью данной работы является рассмотрение и анализ античных свидетельств о реформах Солона, которые затрагивали имущественные вопросы в области семьи и брака.
Бесплатно
"Сизигии" Филона Александрийского
Статья научная
В предлагаемой статье обсуждаются проблемы "категориальной интерпретации" Филоном Александрийским супружеских образов Ветхого Завета. Высказывается гипотеза о трактовке Филоном того или иного женского образа Писания как "смысловой стихии инобытия" того или иного модуса ума, проводятся параллели данной концепции с эманативной диалектикой платонизма и гностическим учением о сизигиях.
Бесплатно
"Следы" прошлого. Аристотель - историк философии
Статья научная
Согласно позднейшим сообщениям (Синесий, Calvit. Enc. 22.85c, Аристотель, О философии, фр. 8), Аристотель считал, что мудрые изречения представляют собой «следы» ( enkataleimmata ) былого искусства ( tekhne ), сохранившиеся, благодаря своей краткости и меткости, даже после того, как породившие это искусство древние цивилизации погибли в мировом катаклизме. В этом отношении они представляют собой важные указатели, позволяющие ретроспективно реконструировать интеллектуальную историю Греции. Нам представляется, что с уникальным для его времени историческим чутьем, Аристотель предпринимает подобную реконструкцию, хотя некоторые современные исследователи не согласились бы с подобным утверждением. Статья дополнена переводом избранных фрагментов и свидетельств об утраченных сочинениях Аристотеля, прежде всего, из его О философии, О поэтах и О пифагорейцах. Во вступительной статье и комментариях я предлагаю ряд наблюдений, позволяющих судить о том, как Аристотель использовал свои исторические наблюдения в философских сочинениях, тем самым проложив путь к систематическим историографическим исследованиям, впоследствии предпринятых его преемниками в заданном им институциональном контексте.
Бесплатно
"Сократический вопрос": старые проблемы и новые тенденции
Статья научная
В статье рассматриваются подходы к решению так называемого «сократического вопроса», связанного с поисками «исторического» Сократа. Дается обзор истории этого вопроса начиная со Шлейермахера и его различения образов Сократа у Платона и Ксенофонта. Показано, как в начале 20-го века был достигнут консенсус относительно подлинности платоновского Сократа (Робен, Тэйлор, Бэрнет, Майер), а затем возник скептический взгляд на возможость принципиального решения «сократическего вопроса» (Жигон). Рассматривается ставшая влиятельной в конце 20-го в. позиция Властоса, считавшего Сократа ранних платоновских диалогов «историческим», а средних - вымыслом Платона. Во второй части статьи проводится краткий обзор шести изданий, посвященных Сократу за период 2006-2018 гг, и делается вывод о ярко наметившейся по отношению к «сократическому вопросу» тенденции возврата к скептической позиции Жигона.
Бесплатно
"Тимей" Платона о видах движения, "небесном растении" и прямостоянии человека
Статья научная
В статье разбирается «геометрическая» космология и антропология Платона в «Тимее» (в частности, ассоциация разумных и неразумных процессов с круговым и линейным движениями). Обсуждается идея Платона о том, что выпрямленная или склоненная осанка живого тела зависит от свойств души, которая в нем преобладает. Указано, что Платон связывает выпрямленность человека с почитанием кругового движения и богоподражанием, тогда как вхождение души в тело уподобляется переворачиванию с ног на голову, при котором инвертируются представления о правом и левом, истинном и ложном. Указано на тенденцию к схематизации и геометризации реальности в космологических и антропологических объяснениях, а также на особенность представлять живые тела в виде полых объемов пространства, сквозь которые протекают потоки стихий. Обсуждается введенный Платоном образ человека как «небесного растения», перевернутого по отношению к земным растениям. Приводятся фрагменты последующих авторов, использующих это сравнение (даны параллели из арабской и индийской традиций).
Бесплатно
"Эллинские мудрецы" в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья
Статья научная
Статья посвящена исследованию визуально-пластической иконографии античных философов в средневековых христианских храмах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Греции и России. Автор впервые в отечественной и европейской научной литературе дает такой полный и подробный обзор всех христианских церквей (включая и малоизвестные) и храмов, имеющих визуально-живописные и скульптурно-пластические образы «эллинских мудрецов», к которым в Средние века причисляли не только античных философов, но и поэтов, писателей, историков и сивилл. На основе своих многолетних исследований, путешествий, изучения многих отечественных и зарубежных источников (в основном труднодоступных) на эту тему Дорофеев Д.Ю. представляет масштабную и многоцветную картину удивительной христианской (в первую очередь православной) традиции понимания античных мудрецов как пророков Христа и Его учения, обращая внимание на множество ее интересных особенностей. Эта традиция находит выражение как в текстах, так и в представленных в нартексе, притворе, галереях, трапезной, наружных стенах и даже в иконостасе церквей визуальных образов «эллинских мудрецов», чаще всего являющихся частью иконографии «Древа Иессева». По ходу затрагиваются проблемы визуальной идентификации таких образов, особенности их внешнего вида, одежды, сопровождающих их изречений и т.п. Раскрывая таким способом потенциал визуального диалога античности и христианства в средневековье, автор стремиться в новом свете представить рецепцию древнегреческих философов, которая ценна для современной мысли как в эстетическом, так и историко-философском контексте.
Бесплатно
"Эллины" или "скифы": проблема инокультурных влияний в Северном Китае во втор. пол. I тыс. до н.э
Статья научная
Контакты Китая с греческим миром, как показывалось и в предыдущих работах авторов, хронологически весьма обширны. Совершенно точно, что они начались в античности и продолжались до развитого средневековья (ромейское посольство в Сунский Китай). Впрочем, в отечественной и зарубежной научной литературе нередко встречаются весьма сомнительные примеры связей Дальнего Востока с эллинской культурой. В настоящей статье мы разберем некоторые из таковых. Примечательно, что при изучении греко-китайских контактов часто становится необходимым решать вопросы, касающиеся этнокультурной ситуации в «мире ранних кочевников». Последний простирался от Северного Причерноморья до Забайкалья и Ордоса. В статье также рассматривается проблема соотнесения «этнонимов» из нарративных источников с археологическими культурами, памятники которых обнаруживаются на севере Китайской Народной Республики.
Бесплатно