Статьи журнала - Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение
Все статьи: 56
On the dating of one Nevyansk icon from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts
Статья научная
The article presents the main results of a technical and technological analysis of the early Nevyansk icon, The Mother of God of Vladimir, from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts, which we carried out in 2020. These results proved the icon’s dating to the first half of the 18th century that had been previously proposed by the historian E. Roizman. When studying the art work under a stereoscopic microscope at 28x magnification, we managed to learn the stylistic mode of so-called lichnόe (painting of exposed body parts) and dolíchnoe (painting of clothing), as well as the painting stratigraphy. The article gives a detailed description of the state of preservation of the original painting, and presents the results of modern museum restoration. Also, the traces of the Old Believers renovation are revealed. In the result of our research we confirmed that The Mother of God of Vladimir was painted at the same time and in the same Old Believers workshop as another Nevyansk icon, The Mother of God of Egypt, (1734), which is hold in the Nevyansk Icon Museum in Ekaterinburg. We also made the expertise on that icon earlier, and our conclusion is based on the fact that both icons have almost identical lichnόe. The first modeling, executed with white lead, was put directly on the sankir. Then, it was completely covered with yellow ochre layer. The “construction” of the face shape was completed with white modeling. Thus, we observe alternating layers of pure white and ochre. Due to densely-applied white layers, the lichnoe modeling of the both icons gets relief, almost sculptural and tactile. Besides, other features are indis-putable and confirm the simultaneous creation of the both icons in the same workshop: the set of pigments (synthetic azurite, cinnabar, white lead, red organic, red lead, ochres); the preparation of the same paint mixtures for dolichnoe; one prime composition (anhydrite); and identical processing of the wooden panels
Бесплатно
Статья научная
Статья содержит сведения об исследовании и реставрации двух знамён из коллекции кубанских регалий Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына. Экспонаты имеют высокую историко-культурную ценность, поскольку связаны с событиями Крымской войны. Император Александр II пожаловал эти Георгиевские знамена за храбрость и примерную службу Черноморскому и Азовскому войскам. Надписи отличия на их полотнищах одинаковы. После образования в 1860 г. Кубанского казачьего войска (из Черноморского войска и шести первых бригад Кавказского линейного войска) и включения в 1865 г. в его состав казаков-азовцев эти знамена стали храниться вместе с другими войсковыми регалиями. При их описании в начале XX в. произошла ошибка. Историко-архивное исследование позволило уточнить атрибуцию поступивших на реставрацию знамен, установить причины их пожалования и собрать сведения об истории их бытовании. В статье приводятся сведения о реставрации знамен и подробно описываются реставрационные операции, позволившие придать знамени Азовского войска экспозиционный вид. Программа его реставрации включила очистку и пластификацию волокон двухслойного полотнища, укрепление живописи, термоклеевое дублирование и дополнительное укрепление с помощью игольной техники, очистку металлической бахромы, укрепление Георгиевской ленты, очистку и консервацию навершия.
Бесплатно
Статья научная
В работе представлен опыт атрибуции произведений таксидермического искусства по архивной фотографии конца XIX в. и по косвенным признакам. Указано, на какие признаки надо обращать внимание. Дано описание сохранности чучела леопарда Panthera pardus L. в динамичной позе и процесс его реставрации, также представлены чучело амурского тигра Panthera tigris altaica и еще одного леопарда Panthera pardus L., но уже в статичной позе. Дано краткое описание изготовления чучел методом накрутки и методом шитья, характерных для второй половины XIX в. С помощью компьютерной программы Adobe Photoshop CS5.1, при совмещении изображений реставрированных чучел с архивной фотографией 1896 г. были получены следующие результаты. Так, при сравнении оригинальной подставки в виде толстой ветки под леопардом, форма подставки совпадает. На современной фотографии видны следы утраченных сучков под левой передней лапой и между задними лапами. Справа подставка укорочена. При сравнении позы чучела леопарда совпадают общие контуры тела, расположение конечностей и их постановка. Форма хвоста изменена, так как внутри него находится проволока, которую можно легко изгибать, в отличие от других частей чучела. На архивной фотографии чучело закреплено на стене. После реставрации экспонат расположен на полу, так как чучело поступило в реставрацию на напольной подставке. Представлена творческая биография российского таксидермиста П.С. Мищенко, автора этих чучел. История поступления чучел крупных хищных млекопитающих в Свердловский областной краеведческий музей. Дана информация о чучелах, изготовленных П.С. Мищенко, которые находятся в других музеях России. В результате работы было установлено авторство, место и время изготовления чучел леопарда и амурского тигра – «Чучельная мастерская П.С. Мищенко», Большая Конюшенная д. 1-8, Санкт-Петербург, 1882 – 1896 гг.
Бесплатно
Белорусский кинематограф: культурное наследие как фактор суверенности
Статья научная
Залогом успешного развития белорусского кинопроизводства и кинопроката по-прежнему проектов. Такая ситуация, с одной стороны, обеспечивает отрасль гарантированным государственным заказом, определяя ее устойчивость в условиях рыночной экономики и острой внешней конкуренции. С другой стороны, исследователи и профессионалы рынка отмечают недостаточную гибкость отрасли и учет кинопроизводством вкусов и меняющихся интересов белоруской аудитории. Можно считать доказанным использование кинематографа - как наиболее действенного инструмента национальных творческих индустрий - в качестве пропагандистского ресурса в целях дестабилизации общественно-политической жизни страны. Подобные цели достигаются путем создания псевдодокументальных кинофильмов о внутриполитических событиях в республике. Видеоряд, монтаж и лексические приемы, применяемые авторами этих кинолент, зачастую носят экстремистскую окраску, имея своей целью разжигание гражданского конфликта. Белорусскому обществу и государству до сих пор удается успешно противостоять внешней информационной агрессии. Одной из ментальных опор белорусского кинематографа были и остаются фильмы о Великой Отечественной войне как отражение и воплощение художественными средствами национальной памяти народа. Фильмы о войне стали и продолжают оставаться значимой частью нематериального культурного наследия белорусского народа, оказывая влияние на сохранение общественной стабильности. В настоящее время существует зависимость белорусского кинорынка от креативного сектора Российской Федерации. Эта зависимость проявляется на всех этапах цикла кинопроизводства: от приобретения прав на прокат зарубежных фильмов до их дубляжа, копирования и рекламы. Единое языковое и культурное пространство двух дружественных стран создает для белорусских кинопрокатных фирм уникальное окно возможностей: приобретать в России фильмы, уже прошедшие все этапы сложной технологической и правовой подготовки, сокращая таким способом затратную логистику.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается идея «токенизации» национального достояния; создания «цифровых подлинников» объектов культурного наследия; широкой популяризации, экспонирования, торговли NFT цифровых объектов, созданных на основе произведений искусства, исторических источников, иных объектов культурного наследия страны. Утверждается, что массовая токенизация объектов хранения Архивного фонда РФ; кинофотодокументов; межгосударственных соглашений; иных государственных актов впервые в истории создадут рынок «цифровых подлинников» исторических источников, чья достоверность будет подтверждена NFT, обращаемыми на национальной российской блокчейн-бирже. Внедрение NFT-технологий для сертификации изображений Архивного фонда РФ; иных важных и «чувствительных» изобразительных материалов, затрагивающих историю и политику государства, позволит точно верифицировать изображения в сети и предотвращать попытки их искажения или манипулирования. Изучается возможность создания открытого электронного архива кинофотодокументов РФ, где будет экспонироваться отечественное визуальное наследие, без риска его недобросовестного искажения и использования. Эта же технология позволит коммерциализировать интеллектуальную собственность и национальное достояние Российской Федерации, одновременно способствуя его популяризации как в пределах страны, так и в мире. Прогнозируется возникновение совершенно нового рынка - рынка «цифровых подлинников» исторических документов. Изучается возможность создания 3D-репозиториев объектов культурного и природного наследия Российской Федерации в целях его каталогизации, сохранения, реставрации, использования.
Бесплатно
Статья научная
Материалом для статьи послужили результаты исследования биографических данных В. А. Тройницкой - автора поступившего в реставрацию этюда. Изучение биографии автора велось путем анализа открытых данных ее известных родственников. В первую очередь через информацию о ее муже - первом советском директоре Эрмитажа С. Н. Тройницком. Далее поиск велся через различные материалы о ее предках Тимротах - потомственных военных Российской империи. Несколько деталей добавили публикации о ее дочерях. В процессе исследования было еще раз освещено взаимодействие И. А. Орбели и А. А. Тахо-Годи в организации Дагестанского музея (ныне Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи) - с одной стороны, и в спасении на окраинах страны от продажи части эрмитажной коллекции - с другой стороны. Таким образом, В. А. Тройницкая стала одним из многочисленных связующих звеньев в передаче знаний и опыта работников Эрмитажа, с энтузиазмом воспринятых основоположниками Дагестанского музея, в деле организации экспедиционной и учетно-фондовой работы на периферии страны. Участие Варвары Александровны в экспедиции 1929 г. под руководством И. А. Орбели от Эрмитажа принесло вклад в коллекцию НМ РД в виде этнографических этюдов, учетной и экспонатной документации. В. А. Тройницкая завершила свой трудовой путь в Дагестанском мединституте в период формирования в Махачкале госпиталей.
Бесплатно
Вариативность использования воска в связующем живописи. Некоторый опыт реставрации
Статья научная
В статье рассматриваются варианты различного применения воска в составе связующего живописного красочного слоя на основе научных изысканий Т.В. Хвостенко. Исследуются технология создания энкаустических произведений, состав и качественные характеристики смесевых восковых соединений, от древних до современных, в зависимости от целей и задач художника. Анализируется послойная структура картины Н.К. Калмакова «Женщина со змеями». Выясняются причины развития внутренних хронических процессов старения, связанные с составом слоев. Сравниваются отдельные приемы письма Н.К. Калмакова и древних фаюмских мастеров. Приводится предыдущий опыт реставраций памятников станковой живописи по научным публикациям. Описываются методики укрепления красочного слоя и удаления поверхностных загрязнений на примерах известных художественных произведений, содержащих воск в составе авторского связующего. В статье приводятся примеры достижения автором оптического изменения поверхности красочного слоя за счет разбавления воском масляного связующего для получения художественного эффекта «сияния и свечения тканей». По результатам реставрационных работ и проведенных лабораторных исследований произведений станковой воскосодержащей живописи продемонстрирована зависимость интенсивности микопоражений художественных материалов от наличия воска в связующем красочного слоя.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассказывается об опыте применения современных аддитивных технологий на примере восстановления утраченного фрагмента музейной кабинетной скульптуры. Аддитивное производство и его синоним «3D-печать» - это новые методы производства деталей, основанные не на удалении материала, как традиционные (субтрактивные) технологии (например, механической обработки), а на послойном изготовлении, «выращивании» изделия по трехмерной модели, полученной в системе автоматизированного проектирования (САПР) за счет добавления материала в виде пластиковых, керамических, металлических порошков и их связки термическим, диффузионным или клеевым методами. Особое внимание в статье уделяется вопросам о преимуществах внедрения 3D-печати в дополнение или в качестве замены обычных методов получения форм для литья утраченных элементов, и показываются технологические возможности цифровых 3Dустройств применительно к реставрации, а также для оптимизации и удешевления литейных процессов при восстановлении металлических фрагментов. Авторы провели анализ существующих материалов (пластиков и полимеров) с целью их использования как мастер-моделей для последующего точного литья по выжигаемым моделям с учетом особенностей и специфики данного способа литья. Статья рассчитана на широкий круг технических специалистов, художников-реставраторов, музейных работников, студентов и учащихся профильных учебных заведений. Предлагаемый материал публикуется впервые.
Бесплатно
Воск в реставрации станковой темперной живописи. Существующие проблемы и возможности их решения
Статья научная
Данная статья посвящена актуальным проблемам в реставрации станковой темперной живописи, связанным с применения воска. На примере отреставрированных в Государственном научно-исследовательском институте реставрации произведений была собрана информация о приемах и методах применения воска при поновлении и реставрации икон, были выделены проблемы, с которыми приходилось сталкиваться реставраторам в работе, а также были сделаны обобщенные выводы о преимуществах и недостатках тех или иных методик. В статье рассматриваются такие методики как вощение оборота; добавление воска в защитное покрытие; восполнение утрат грунта и красочного слоя с помощью вставок и мастиковок из разных композитных составов с воском; консервация разрушений живописи с помощью воскосмоляных пропиток и подклейка живописи на воскосмоляную мастику. В качестве примеров применения воска демонстрируются отреставрированные отделом иконы из собрания Экспериментального фонда темперного отдела ГОСНИИР, Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Новгородского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Рогожской старообрядческой общины, Иоанно-Предтеченского монастыря. В отделе научной реставрации станковой темперной живописи ГОСНИИР был сформирован Экспериментальный фонд, состоящий из экспериментальных образцов и иконописных произведений, не имеющих музейного статуса, на базе которого в дальнейшем планируются комплексные исследования обозначенных проблем, а также выполнение практических экспериментальных работ с пересмотром имеющихся реставрационных методик и разработкой новых материалов
Бесплатно
Воск в структуре картины. Проблемы реставрации
Статья научная
В статье описываются причины нахождения натурального пчелиного воска в структуре станковой картины. Это может происходить, когда воск является частью авторской техники живописи и когда он является материалом, привнесенным в произведения в процессе консервационных мероприятий. В первом случае натуральный пчелиный воск может выступать как основа связующего красочного слоя (энкаустика) или являться одним из второстепенных по значимости компонентов связующего, способствующих приданию живописи таких свойств как матовость и пастозность. Описываются проблемы реставрации подобных произведений и существующие подходы к их решению. В частности, представлен необычный опыт реставрации картины П.П. Кончаловского, выполненной с применением воска как компонента связующего красочного слоя. Рассмотрены проблемы сохранности произведения, проведенные физико-химические исследования и методика выполнения реставрационных работ, подобранная с учетом индивидуальных особенностей памятника. Наличие в картине воска как реставрационного материала (отдельно или в составе воско-смоляной мастики) может являться значительным препятствием для повторных консервационных мероприятий на произведениях. Опираясь на практический опыт и собственные методики, сотрудники ГОСНИИР в 2020-2021 гг. провели научно-исследовательскую работу по изучению и сопоставлению различных методик и материалов, применяемых в отечественной и зарубежной практике для извлечения восковых и воско-смоляных адгезивов из тканых основ картин. Результаты исследований кратко представлены в статье.
Бесплатно
Статья научная
В статье говорится о реставрации, исследованиях и выполнении копии-реконструкции редкого экспоната - копии с картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I со Святой Елизаветой, младенцем Иоанном и Ангелами» 1518 года. Картина поступила в реставрацию из собрания краеведческого музея-заповедника города Наровчат Пензенской области. Она была написана в первой половине XIX века крепостным художником Муравьевым масляными красками на стекле в технике «Эгломизе». Произведение находилось в руинированном состоянии. Площадь утрат составляла 50%. В статье рассказывается об истории бытования памятника, описаны проведенные предреставрационные исследования и методика укрепления красочного слоя картины, написанной на стекле, а также представлен процесс написания копии-реконструкции данного произведения. По заказу музея художник-реставратор Карасева О.К. выполнила её на холсте. Копия-реконструкция позволила воссоздать целостную картину и увидеть произведение без утрат. В результате проведенных работ в музей вернулся отреставрированный очень редкий экспонат и его копия-реконструкция, которая экспонируется рядом с оригиналом, давая возможность зрителям представить полную картину изображенного. В настоящее время обе картины находятся в основной экспозиции Наровчатского краеведческого музея-заповедника.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается мало изученная область психологии - сознание профессионального реставратора рукописных и печатных материалов. Анализ технических проблем ручной реставрации - сложный мыслительный процесс, который, очевидно, непосредственно связан с психологическим развитием мозга. Придуманная автором статьи Игра с гравюрами на меди, где изображенные предметы выполняют роль фигур с определенным смысловым содержанием может помочь принимать правильные решения. Ее основная цель: при помощи передвижения фигур на игровой доске выбрать верную «открытую» или «закрытую» информацию. Для проведения Игры на 1-м Уровне подбираются простые «предметные» гравюры на меди, на 2-м Уровне - сложные «предметные» гравюры на меди. Общее количество изображенных на одной гравюре предметов должно быть от 6 до 8, с большим свободным пространством между ними. В качестве источников гравюр вызывают особый интерес различные трактаты, практические руководства, энциклопедические словари и увражи, издававшиеся в XVIII веке в Священной Римской империи германской нации, Королевстве Франция, Королевстве Великобритания. В статье подробно описаны правила, механизм, процесс Игры. В зависимости от Уровней проведена классификация полученной в конце Игры информации: Общая (с одной доминирующей Идеей) и Подробная (с одной первичной Идеей и несколькими вторичными идеями). Предпринята попытка описания работы сознания в ходе Игры. Нарисована «Схема перемещения выбранной фигуры в Область решения технической проблемы ручной реставрации». Важно «практическое» значение статьи. Игра позволяет приобрести различные навыки (такие как, объективный подход к поставленным задачам), которые способствуют не только профессиональному, но и личностному росту реставратора рукописных и печатных материалов.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается история становления системы охраны памятников искусства и культуры в России в 1917-1920-х гг. на примере деятельности Института археологической (исторической) технологии (ИАТ-ИИТ) в Петрограде. ИАТ рассматривается автором как предшественник ГОСНИИР по поставленным целям, задачам, методам и принципам своей деятельности. Целью статьи является привлечение специалистов к уникальному научному наследию этого Института, его изучению, анализу и использованию в современной научно-исследовательской, консервационно-реставрационной и хранительской деятельности. С позиций современной научной охраны и реставрации памятников истории и культуры автор проводит краткий аналитический обзор документов, свидетельствующих о выдающейся роли ученых гуманитарных и естественных знаний, реставраторов в становлении комплексных междисциплинарных подходов к исследованию и реставрации памятников прошлого. Вводятся в научный оборот забытые имена ученых и реставраторов, их публикации, не утратившие своего теоретического и практического значения до настоящего времени. Рассмотрение деятельности Института проведено в культурнополитическом контексте времени, что позволило раскрыть научную принципиальность и самоотверженность выдающихся представителей культуры того времени. Автор приходит к выводу: краткое знакомство с рядом архивных документов открыло страницы истории ИАТ, в трагические годы нашей страны положившего начало формированию музейной и реставрационной деятельности как научно-исследовательской работы.
Бесплатно
Иконы афонского письма с датированными надписями на Алтае
Статья научная
Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временнóм и территориальном пространстве истории искусства. Благодаря этому можно атрибутировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты позволяют определить и точное происхождение памятника. Таким образом, выявляются иконописные центры и имена отдельных иконописцев, работавших более ста лет назад. Иконографический анализ и работа по выявлению надписей подтвердили наличие нескольких из этих образов в храмах Барнаульской митрополии. В числе обозначенных памятников определенное количество произведений, имеющих датированные подписи, относятся к афонскому письму конца XIX – начала XX в. Актуальность изучения памятников афонской иконописи подтверждается значительным количеством научных публикаций по данной теме. Исторические сведения о тесных связях Алтая и Святой горы рубежа XIX–XX вв. доказывают закономерность фактического наличия этих памятников на территории Алтайского края и республики Алтай. Выявленные архивные документы свидетельствуют о высокой культуре и особом почитании афонских образов на местном уровне. Встреча заказных икон, написанных на Святой горе, сопровождалась многодневными крестными ходами, которые утверждались правящим архиереем. Создание выявленных произведений ограничивается 1890–1912 гг. и относится к различным иконописным мастерским русских обителей, находившихся на Афонской горе. В статье предпринята попытка объединения афонских икон в группы в соответствии с их происхождением. Иконографическое и стилистическое разнообразие исследуемых образов раскрывает самодостаточность творческих методов, применявшихся в художественных центрах Святой горы, и высокий профессиональный уровень иконописцев. Хронологическая последовательность позволяет определить характер стилистических изменений живописи сквозь призму времени.
Бесплатно
Использование ближнего инфракрасного излучения при реставрации и исследовании фотодокументов
Статья научная
Неудовлетворительное состояние сохранности значительной части архивных и музейных фотодокументов затрудняет получение с них полноценной изобразительной информации. Для реконструкции поврежденных фотоизображений применяются химические, фотографические и физические методы. Из них только фотографический (репродукционный) гарантирует неизменность химического состава и физических свойств предмета в процессе его применения, то есть является единственным неразрушающим бесконтактным методом. Фотографический метод основан на изготовлении с оригинала фотографической копии (репродуцировании) с использованием всего арсенала специфических фотографических приемов, позволяющих улучшить визуальное восприятие изображения. Появление в свое время инфракрасной (ИК) и ультрафиолетовой (УФ) фотографии значительно расширило возможности репродукционного метода. Невидимые для человеческого глаза, но фиксируемые фотоприемником (фотопленкой или полупроводниковым сенсором) ИК и УФ излучения позволяют визуализировать скрытую для видимого света информацию. Однако, широкое внедрение инфракрасной и ультрафиолетовой фотографии в музейную исследовательскую деятельность мало коснулось области реставрации фотодокументов. В эпоху «серебряной» фотографии такое положение можно объяснить недостаточным вниманием к фотодокументам как объектам культурно-исторического наследия. Современные цифровые фотографические методы редко используют невидимые излучения из-за технологических сложностей их применения при фотосъемке и сканировании. Зачастую восстановленные в графическом редакторе изображения красиво выглядят, но теряют свою документальность, искажаются и становятся информационно ущербными. В статье описан опыт создания инфракрасного фотографического комплекса и применениеего для улучшения визуального восприятия поврежденных фотографических изображений. Показано, что современные технологические решения расширяют возможности фотографического способа реконструкции в хранительской и реставрационной практике.
Бесплатно
Исследование в ГосНИИР рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ века. Задачи новой темы
Статья научная
В отделе научной экспертизы ФГБНИУ «ГОСНИИР» хранится обширный архив рентгенограмм, накопленный за полвека. Значимое место в нем занимает массив рентгеновских снимков с произведений русской живописи первой половины ХХ века. Он включает неопубликованные материалы, необходимые для изучения творчества многих крупных мастеров. Рентгенограммы были сделаны в свое время в рамках реставрационных работ и служили этим целям. Сейчас необходимо заново востребовать этот очень ценный материал - уже на углубленном исследовательском этапе. При помощи рентгена можно выявить нижележащее изображение или характер авторских исправлений. Рентген также может помочь оценить состояние сохранности картины - увидеть участки разрушений и признаки реставрационных вмешательств. Он служит и задачам изучения особенностей живописных приемов художника, позволяя судить о характере мазка, его форме, о принципах моделировки, этапах работы над картиной, об использованных в процессе работы художественных материалах. Данные рентгенографических исследований играют большую роль в изучении технико-технологической структуры произведений живописи, относятся к важнейшему научному инструментарию в атрибуционной работе, нередко дают возможность делать новые выводы о датировках. Разработка темы «Собрание рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ в. из архива отдела научной экспертизы ФГБНИУ "ГОСНИИР" (съемка 1970-х - нач. 1990-х гг.). Исследование, систематизация и каталогизация» предполагает поэтапное изучение собрания рентгенограмм, начиная от первичной идентификации и систематизации, оцифровки и архивирования до выявления наиболее информативного и значимого материала, его интерпретации и введения в научный оборот. Это послужит более эффективному и оперативному решению задач атрибуции и датировки произведений русской живописи первой половины ХХ в., хранящихся в российских музеях.
Бесплатно
Исследование двух произведений нидерландских художников XVI века в отделе экспертизы ГосНИИР
Статья научная
Отдел научной экспертизы ГОСНИИР уже много лет занимается исследованием нидерландского искусства XV-XVII вв. Порой на исследование поступают работы крупных мастеров, сведения о которых хочется донести до широкого круга читателей. Актуальна данная работа также и для международных связей. В рамках научной темы, связанной с художниками Северной Европы, на экспертизу в ГОСНИИР поступило несколько работ, связанных с именем известного нидерландского живописца XVI в. Яна Госсарта, прозванного Мабюзе (1478-1532). Этот художник принадлежит к так называемой Антверпенской школе, испытавший влияние романистов. Из наиболее известных его произведений - триптих «Снятие с Креста» (1520-1521). Центральная часть его ныне хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия). В отдел экспертизы ГОСНИИР поступило несколько произведений, приписываемых руке мастера и его школе. Первая работа, о которой хочется рассказать, атрибутируется кругу Яна Госсарта - «Распятие с донаторами» (Холст, масло. 99,6×113,6 см. Нидерланды, первая треть XVI в.); вторая приписывается мастерской Яна Госсарта - «Осмеяние Христа» (Дерево, масло. Нидерланды, 1527-1530 гг.). Об этих двух картинах и расскажет данная статья. Целью работы является комплексное исследование двух произведений нидерландского художника Яна Мабюзе в отделе экспертизы ГОСНИИР. Кроме того, подобное исследование помогает нам совершенствовать методы комплексных исследований отдела экспертизы.
Бесплатно
Исследование одного из типов клейм московского отделения фирмы «К. Фаберже»
Статья научная
Цель статьи: показать возможности применения Базы данных ГОСНИИР «Российские клейма на изделиях декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов» как в научном плане - публикация клейм в хорошем качестве изображения и возможностей проведения их сравнительного анализа, а также введения их в научный оборот, так и в практическом - выявление фальшивых клейм. В статье рассматривается тип раннего клейма-именника Московского отделения фирмы «К. Фаберже». Впервые в значительном объеме и высоком качестве публикуются изображения этого типа именников, также впервые публикуются фальшивые именники этого типа и сопутствующие им фальшивые клейма пробирного надзора. Особое внимание уделяется сравнительному анализу изображений клейм, что позволяет отличать подлинные клейма от фальшивых, а также влиянию условий простановки и бытования клейма на состояние его оттиска на предмете. Также подчеркивается необходимость комплексных исследований предметов при исследовании изделий декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов.
Бесплатно
Статья научная
Проведен длительный мониторинг защитного действия трех органорастворимых и одного водоразбавляемого гидрофобизатора на известняках с разным водопоглощением; показано, что оно зависит от степени водопоглощения обрабатываемого известняка. Funcosil SNL длительнее защищал известняк с небольшим водопоглощением, чем известняк с бо́льшим водопоглощением. На блоках выветренного известняка МСН-7 превосходил все другие испытанные гидрофобизаторы. Исследована совместимость биоцидов и гидрофобизаторов, используемых для защиты камня. Использование биоцидов из группы четвертичных аммониевых солей (ЧАС) либо не оказывало влияние на защитные свойства гидрофобизаторов, либо снижало срок защитного действия. Снижение срока защитного действия определено не только по скорости реколонизации тестовых площадок и образцов водорослевыми биопленками, но и путем измерения времени впитывания воды, и по скорости сорбции поверхностных загрязнений. На участках, обработанных катамином АБ или Capatox и затем Funcosil SNL, загрязнения накапливались быстрее, чем на участках, обработанных только Funcosil SNL. Обработка ПАВ снижала гидрофобный эффект Funcosil SNL на известняке с низким водопоглощением до уровня незащищенного камня. Степень воздействия, которое оказывала биоцидная обработка перед нанесением гидрофобизатора, зависела от растворителя в случае органорастворимых гидрофобизаторов и от степени выветренности известняка. Растворителем для Funcosil SNL служит уайт-спирит, для МСН-7 - толуол. Если при нанесении гидрофобизатора происходит растворение предварительно нанесенного биоцида, обладающего поверхностно-активными свойствами, это препятствует процессу его полимеризации. Некоторые ЧАС растворяются в алифатических углеводородах.
Бесплатно