Статьи журнала - Финно-угорский мир

Все статьи: 243

"Еделевский" список "Оберегательной памяти" царя Иоанна Васильевича мордовским князьям и мурзам 1572 г

"Еделевский" список "Оберегательной памяти" царя Иоанна Васильевича мордовским князьям и мурзам 1572 г

Демидов Александр Николаевич

Статья научная

Введение. Статья посвящена публикации уникального для истории мордовского народа источника - «оберегательной памяти» 1572 г. князьям и мурзам мордовским. «Оберегательная память» рассматривается в сравнении с «ромадановским» списком грамоты, принадлежавшим потомкам мордовского князя Ромадана, доискивавшимся возвращения дворянства, несудимой грамотой темниковско-кадомской мордве, опубликованной еще в XVIII в., аналогичными несудимыми грамотами татарским государям темниковско-кадомской мордвы. Материалы и методы. Автор сосредоточил свое внимание на изучении содержания источника, раскрытии личностей получателей, анализе состава представленных в грамоте князей и мурз мордовских, орфографии имен, происхождения, родственных связей. Реконструируется генеалогия князей Еделевых, история их рода описывается вместе с историей класса мордовских мурз и их представителей в контексте социальных и исторических связей. Результаты исследования и их обсуждение. В статье приводится характеристика социального положения князей Еделевых, особенностей землевладения, землепользования, испомещения и владения крепостными крестьянами. Рассматривается история открытия и использования источника в делопроизводстве дворянских депутатских собраний и Правительствующего сената по прошениям потомков князей и мурз мордовских из рода Еделевых о восстановлении прав дворянского состояния. Ставится проблема изучения социальной стратификации мордовского общества, типологии и происхождения мордовской аристократии, особенностей титулования и наследования власти, ее роли в историческом и социальном развитии мордовского народа, а также ее правового статуса в Российской империи. Сопоставляется положение темниковско-кадомских мордовских тарханов, казаков, белопашцев и алатырских князей и мурз мордовских, служилой мордвы и служилых татар. Заключение. «Оберегательная память» свидетельствует, что в XVI в. существовала национальная мордовская аристократия, сотрудничавшая с Москвой и состоявшая на службе у великих государей, а впоследствии вошедшая в состав дворянства и других сословий российского общества. Выбор мордовских князей обеспечил относительно мирное вхождение мордовских земель в состав Российского царства.

Бесплатно

"Женщина - мир, женщина - миф" художника-педагога П. Д. Миничкина

"Женщина - мир, женщина - миф" художника-педагога П. Д. Миничкина

Калачина Лариса Викторовна

Краткое сообщение

Бесплатно

"Ритуальные" грибы в традиционной культуре обских угров

"Ритуальные" грибы в традиционной культуре обских угров

Волдина Т.В.

Статья научная

Введение. В традиционной культуре обских угров определенные виды грибов получили особый мифоритуальный «статус», раскрывающий их место в традиционной картине мира и поясняющий силу их воздействия на человека. Цель исследования - представить роль грибов в народной медицине и ритуальных практиках хантов и манси. Эти взаимосвязанные области на данный момент изучены недостаточно, чем и обусловлена актуальность работы. Материалы и методы. В статье использованы опубликованные данные и полевые материалы автора, а также фольклорные источники. Исследование выполнено на основе междисциплинарного и системного подходов с применением структурно-функционального метода. Результаты исследования и их обсуждение. В лечении и очистительных обрядах хантов и манси широко применялись березовые трутовики, в частности чага. Их целебные свойства известны с древности, именно с березой ассоциировался образ Древа жизни. Другой представитель грибного царства - мухомор - использовался эпизодически, прежде всего как галлюциногенное средство в ритуальных практиках. Свойства этого гриба позволяют исследователям сделать неоднозначный вывод о том, что именно в снадобьях из мухомора кроется разгадка сомы - напитка богов. Заключение. Изменение условий жизни привело к постепенному исчезновению традиций народной медицины и ритуальных практик обских угров, что существенно затрудняет их изучение в настоящий период.

Бесплатно

100 лет марийского изобразительного искусства: национальный неоромантизм (1960-1980-е гг.)

100 лет марийского изобразительного искусства: национальный неоромантизм (1960-1980-е гг.)

Колчева Э. М.

Статья научная

Введение. Статья продолжает серию публикаций, посвященных 100-летнему пути профессионального изобразительного искусства народа мари. Возникший на позднесоветском этапе неоромантизм необходимо четко обозначить, определить его место в изучаемом процессе. Материалы и методы. Методы исследования основаны на авторском культурно-архетипическом подходе. Материалами исследования послужили произведения из фондов музеев Республики Марий Эл, архивные документы, публикации СМИ, каталоги. Результаты исследования и их обсуждение. Позднесоветская культура как контекст национального неоромантизма отличается антропологическим поворотом, запросом на искренность и выражение индивидуальности. В ее рамках возникли неофициальное искусство, различные формы художественного эскапизма. В «суровом стиле» искусства МАССР национальная тема явила главные художественные инновации. Приезжие русские художники А. С. и Б. С. Пушковы, С. Ф. Подмарев, А. И. Бутов ввели в художественный лексикон республики концепт «Марий Эл», создали иконографический тип на основе традиционных архетипов Древа и Девы, тем самым содействовали формированию нового культурного архетипа. Национальный неоромантизм вышел из «сурового стиля» и одновременно сформировался параллельно. Его суть - поэтизация родной культуры. З. Ф. Лаврентьев реализовал это прежде всего через книжную графику, выступавшую одним из определяющих факторов развития этнокультурной рефлексии. Особую роль в развитии национального неоромантизма сыграли молодые художники-мари Н. В. Токтаулов, И. В. Ефимов, И. М. Ямбердов. Заключение. Национальный неоромантизм (1970-1980-е гг.) определен как ступень развития профессионального изобразительного искусства народа мари, возникшая в рамках социалистического реализма (1940-1980-е гг.), но выходящая за его пределы по причине репрезентации актуальных проблем и приближения к архетипическим основам этнокультуры.

Бесплатно

100 лет марийского изобразительного искусства: социалистический реализм (конец 1930-х – 1980-е гг.)

100 лет марийского изобразительного искусства: социалистический реализм (конец 1930-х – 1980-е гг.)

Эльвира Мазитовна Колчева

Статья научная

Введение. В статье, продолжающей серию публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и появлению у народа мари профессионального изобразительного искусства, охарактеризован период социалистического реализма. С точки зрения развития национального изобразительного искусства мари соцреализм необходимо осмыс лить с применением новых методологических парадигм. Материалы и методы. Изобразительное искусство марийского края проанализировано с помощью авторского культурно-архетипического подхода, а также методов исторического исследования. Материалами исследования явились произведения изобразительного искусства из фондов музеев Республики Марий Эл, документы Государственного архива Республики Марий Эл, публикации в СМИ, буклеты и каталоги. Результаты исследования и их обсуждение. В истории марийского искусства соцреализма выделяются два этапа: конец 1930-х – 1950-е гг. – восстановление после репрессий и Великой Отечественной войны; 1960–1980-е гг. – расцвет изобразительного искусства Марийской АССР. Социалистический реализм как художественный метод косвенно репрезентативен для процесса этнокультурной рефлексии как сути национального изобразительного искусства, акцентирован на показе достижений этнокультур в модернизации экономики и культуры. В пантеоне вождей Ленин изображен как близкий народу учитель (по аналогии с Кугу Юмо). Культурный герой типизирован через образы национального деятеля культуры, механизатора, исторические персонификации. Семантика образа ветерана войны дополнена функцией древа жизни на социальном плане. Женский архетип представлен типом колхозницы-доярки, реже – женщины творческого или интеллектуального труда. Заключение. Период соцреализма – важнейший в становлении профессионального изобразительного искусства в марийском крае, в том числе как национально-этнического феномена. Амбивалентность соцреалистической художественной практики заключается в том, что, с одной стороны, рефлексия сводится к использованию национальных этнографических примет для наглядной агитации за социализм, к игнорированию реальных ментальных процессов, а с другой – сквозь идеологически идеализированную форму проступает реальный процесс модернизации национальной культуры.

Бесплатно

100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Эльвира Мазитовна Колчева

Статья научная

Статья является первой в серии публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и связанного с этим фактом появления у народа мари профессионального изобразительного искусства. Автор рассматривает его как системный элемент национально-этнической культуры, выполнявший функцию этнокультурной рефлексии художественными средствами на протяжении всего столетнего пути, в котором можно проследить четыре крупных этапа и соответствующие стилистические формы. В статье характеризуется начальный этап развития марийского изобразительного искусства 1920–1930-х гг. Материалы и методы. Основным материалом стала коллекция художественно-этнографических работ 1920– 1930‑х гг. из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Применялись разнообразные методы: исторического исследования, искусствоведческого анализа художественных произведений, а также авторский метод структурно-архетипического анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Первые художественные институции появились в горномарийском крае на рубеже 1910–1920-х гг. благодаря художнику А. В. Григорьеву, впоследствии основавшему с соратниками в Москве Ассоциацию художников революционной России. Систематическое институциональное оформление марийского изобразительного искусства началось во второй половине 1920-х гг., чему способствовала деятельность Марийского областного общества краеведения и Центрального марийского музея в г. Краснококшайске. Основоположниками марийского изобразительного искусства стали приглашенные казанские художники П. А. Радимов, Г. А. Медведев, В. К. Тимофеев, М. М. Васильева, первые художники-мари К.Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина, а также П. Г. Горбунцов. С началом «большого террора» первый этап развития марийского изобразительного искусства фактически прервался, на смену этнографическому реализму пришел социалистический реализм. Заключение. Развитие изобразительного искусства мари на начальном этапе было стимулировано Марийским областным обществом краеведения и Центральным марийским музеем в лице В. А. Мухина (Сави), В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева. Их научно-просветительские интересы, соединившись с документалистски ориентированной программой Ассоциации художников революционной России, способствовали складыванию такой стилистической формы, как этнографический реализм, который стал первой художественной формой этнокультурной рефлексии средствами изобразительного искусства

Бесплатно

IX Всероссийский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири: угры»

IX Всероссийский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири: угры»

Выхрыстюк М.С., Муратова С.Р.

Краткое сообщение

Бесплатно

Per aspera ad astra профессора Т. П. Девяткиной

Per aspera ad astra профессора Т. П. Девяткиной

Панфилова С. С.

Персоналии

Бесплатно

Verba volant, scripta manent

Verba volant, scripta manent

Максимов В.Н.

Рецензия

Бесплатно

«А по Оце реце, где втечет в Волгу, язык свой мурома; Черемиса свой язык; Мордва свой язык»

«А по Оце реце, где втечет в Волгу, язык свой мурома; Черемиса свой язык; Мордва свой язык»

Владимир Вячеславович Ставицкий

Рецензия

Рецензия на книгу: Гришаков В. В., Седышев О. В., Сомки- на А. Н. Муромские племена правобережья Оки в последней чет- верти I тыс. н. э.: моногр. / Мордовский гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 176 с.

Бесплатно

«Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл

«Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл

Людмила Анатольевна Молчанова

Статья научная

Введение. В статье анализируется семантика древовидных фигур традиционного женского костюма. Целью работы является определение истоков этого образа в удмуртской орнаментике. Материалы и методы. В работе использован метод структурно-семиотического анализа, позволяющий рассматривать костюмный орнамент как знаково-символическую систему. Результаты исследования и их обсуждение. Два первообраза, возникшие еще в период формирования человеческой ментальности, – женщина и тотемный зверь – легли в основу мифопоэтического символа мирового дерева. Комплекс удмуртского воршуда сконцентрировал в себе и сохранил отголоски древнейшего культа женщины-прародительницы, наделенной тотемным именем. Каждый удмуртский род имел свое воршудное имя. Это имя было связано с природным тотемом, принадлежало женщинам рода и передавалось из поколения в поколение по женской линии. Воршудным именем называлась и родовая территория, и ее сакральный центр – воршуд в святилище куа. Воршуд демонстрирует две ключевые идеи мирового дерева: связь, преемственность поколений и центр родовой территории. Заключение. В ходе исследования выявлена связь «древесных» символов костюмного орнамента с культом удмуртского воршуда и символикой мирового дерева. Тем самым выявлены истоки и семантика «древесных» символов в удмуртском костюмном орнаменте.

Бесплатно

«Любовь моя ты, ревность моя...». К 85-летию Е. Е. Загребина

«Любовь моя ты, ревность моя...». К 85-летию Е. Е. Загребина

Ванюшев В. М., Рогачев В. И.

Рецензия

Бесплатно

«Оставить след». Послесловие

«Оставить след». Послесловие

Персоналии

Бесплатно

«Языковые гнезда»: второе рождение языка (на примере инари-саамского и карельского)

«Языковые гнезда»: второе рождение языка (на примере инари-саамского и карельского)

Братчикова Н. С.

Статья научная

Введение. В статье рассматриваются проблемы возрождения языков малочисленных народов. Предметом изучения стал опыт языковедов по ревитализации национальных языков в пределах конкретного населенного пункта на территории Республики Карелия (с. Ведлозеро) и Финляндии (п. Инари). Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные, опубликованные в монографии финского языковеда А. Пасанен и взятые из выступлений в СМИ активиста Союза карельского народа Н. П. Барминой и из личной беседы с ней автора статьи. При обработке полученной информации использовались сравнительно-сопоставительный, аналитический и синтетический методы. Результаты исследования и их обсуждение. Ревитализация языка прежде всего включает в себя меры языковой поддержки: описание грамматического и лексического строя языка, фиксирование фонетических особенностей, документирование языкового материала в виде фольклорных текстов, бытовых описаний и т. п. В то же время она требует огромных усилий со стороны культурно-языкового сообщества (индивидуальный уровень), общественных организаций, образовательных учреждений и государственных органов власти (уровень сообщества). Одним из эффективных способов возрождения национальных языков являются учебные языковые центры. Порядок их организации и особенности работы рассматриваются на примере «языковых гнезд» в Финляндии и Карелии. Заключение. На основе внимательного изучения системы мер по спасению финского языка Л. Котилайнена автором публикации предложена собственная система по сохранению национальных языков, которая не всегда требует обязательной государственной поддержки и финансирования, хотя ни в коем случае не исключает ее. В частности, предлагается создать сеть бесплатных языковых вебинаров, организовать конкурсы на лучший блог на этноязыке, лучшего мастера слов, придумавшего самый удачный эквивалент русского слова.

Бесплатно

А. А. Дунин-Горкавич: этнограф, культуролог, краевед, энциклопедист

А. А. Дунин-Горкавич: этнограф, культуролог, краевед, энциклопедист

Выхрыстюк М. С., Федотова Д. Ю.

Персоналии

Бесплатно

Акай Боляев и крестьянская война 1670-1671 гг. в Мордовском крае

Акай Боляев и крестьянская война 1670-1671 гг. в Мордовском крае

Абрамов Владимир Кузьмич

Статья научная

Введение. 350 лет назад, в 1670 г., началось крестьянское восстание, получившее наименование Второй крестьянской войны в России. Наибольший размах она приобрела в Поволжье, а из поволжских земель - в Мордовском крае. Несколько ранее, в начале XVII в., мордвины массово выступили на защиту единого Московского государства, сыграв важную роль в изгнании агрессоров и восстановлении центральной власти. На то, что теперь они так же массово поднялись против этой власти, были веские причины. Материалы и методы. Указанные события отражены во множестве документальных источников, в том числе в фундаментальном многотомном издании АН СССР, и исследований, не всегда своими выводами соответствующих данным источникам. Автор использует в исследовании историографический метод, включающий принципы историзма, объективности и метод логического анализа. В изложении материала применен проблемно-хронологический метод. Результаты исследования и их обсуждение. В отечественной историографии сложилось мнение о Второй крестьянской войне как о восстании под руководством Степана Разина, а в Мордовском крае - его посланца Михаила Харитонова, как о движении прежде всего социальном, классовом. Анализ источников не дает оснований для таких утверждений. Его результаты говорят о том, что основные события именно Крестьянской войны развернулись в Поволжье после бегства Разина на Дон, а главную роль в качестве руководителя восстания в крае играл мордовский станичный мурза Акай Боляев. Заключение. После анализа источников и тематической литературы автор пришел к выводу, что главной причиной, вызвавшей восстание в крае, явился резонанс - следствие взаимодействия социально-политических и национально-освободительных факторов.

Бесплатно

Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит)

Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит)

Кондратенко Юрий Алексеевич, Антипкина Елена Николаевна

Статья научная

Введение. Среди процессов, которые наблюдаются в современных художественных практиках Мордовии, особо обращает на себя внимание стремление в рамках неотрадиционных форм современного искусства по-новому осмыслить народное творчество, актуализировать традиционные пласты культуры. Примером таких форм служит одно из направлений современной хореографии - фолк-танец. Целью статьи является рассмотрение опыта создания в современном танце Мордовии хореографических сюит, в основе которых лежит традиционный фольклор. Это позволит изучить приемы цитирования традиционных форм народного творчества в современном искусстве и способы их актуализации. Материалы и методы. В качестве основного материала для изучения проблемы в данном исследовании были проанализированы спектакли хореографов Мордовии, которые работают в рамках современного танца: хореографические сюиты «Девушка-березка» и «Восемь мордовских песен». В результате применения системного анализа источников по данной теме, а также сравнительного анализа композиционных структур этих хореографических сюит, особенностей построения их хореографического текста и работы с музыкальным материалом удалось сформулировать ответы на поставленные исследовательские задачи. Результаты исследования и их обсуждение. Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве - путь эксперимента и постоянного поиска новых способов выражения. На примере одного из неотрадиционалистских направлений современного искусства - фолк-танца - мы можем наблюдать, как традиционные ценности переосмысливаются и приобретают актуальность сейчас, тем самым прошлое становится частью современного жизненного уклада. В данном контексте особый интерес представляет анализ поисков нового способа выражения в рамках сюитной формы. В результате анализа композиционных форм современных хореографических спектаклей Мордовии выявлены две тенденции развития хореографической сюиты: движение по пути создания на основе классической сюитной структуры постановки с неклассическим содержанием; обращение к традиционным композиционным формам народного искусства и наполнение их актуальным содержанием. Заключение. Неотрадиционное направление в искусстве основывается на идее о том, что традиция - это не только прошлое народа, но и то, что существует здесь и сейчас, наше актуальное настоящее. С появлением фолк-направления в современной хореографии поиски такого актуального настоящего стали уникальной чертой современного танца Мордовии. В рамках данной статьи были отмечены некоторые способы развития фолк-направления, связанные с экспериментами с формой хореографической сюиты, и обозначены основные тенденции поисков в области развития танцевальной формы.

Бесплатно

Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма

Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма

Ирина Анатольевна Сазыкина, Ирина Львовна Сиротина

Статья научная

Введение. В современном дизайне актуальной является проблема создания авторских сценических костюмов с использованием древних сакральных финно-угорских символов. Материалы и методы. Выбор цели и задач, в основу которого положен принцип системности, определил методологию работы, базирующуюся на синтезе культурологического и искусствоведческого анализа. Результаты исследования и их обсуждение. В русле междисциплинарного исследования рассматривается применение художественных приемов, позволяющих сохранить в актуальном дизайне код узнаваемости уходящих эпох: в формах символов и знаков финно-угров (удмуртов и коми-пермяков), цветовом решении, фактуре тканей и материалов, декоре, местоположении сакрализации. Приводится авторская классификация современных коллекций этно-костюма: условно-аутентичные, фольклорные, эстрадные, конкурсные. Рассматривается женский комплекс северных коми-пермяков как источник при создании условно-аутентичных костюмов для народного ансамбля «Самородки». Все теоретические находки иллюстрируются их практическим использованием при создании авторских коллекций, основной акцент авторами сделан на удмуртских костюмах. Заключение. Проектирование современного финно-угорского костюма по удмуртским или коми-пермяцким мотивам может быть более эффективным и выйти на высокий качественный уровень. Для этого выявленное сакральное, семиотическое и эстетическое наполнение традиционного костюма должно быть научно осмыслено и адекватно адаптировано к стилевым и функциональным требованиям нашего времени как в проектно-конструкторских решениях, так и в смысловой характеристике декоративных элементов и аксессуаров.

Бесплатно

Журнал