Статьи журнала - Археология, этнография и антропология Евразии
Все статьи: 1167
"Аманатов дать по их вере грех": отношение чукчей к русской практике заложничества (XVII-XVIII)
Статья
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается неординарное тройное погребение II-IV вв. н.э. в Южной Башкирии. Его уникальной особенностью является то, что два мужчины были захоронены на ступеньке входной ямы в необычных позах - с подтянутыми к подбородку коленями. Погребенная в подбое женщина находилась в стандартном положении на спине. Подобное размещение покойных в познесарматских погребениях большая редкость, а их скорченность - явление исключительное. Антропологическое исследование позволило установить принадлежность погребенных к двум краниологическим типам: одного мужчины - к гипоморфному европеоидному, а другого и женщины - к гипоморфному европеоидному с примесью монголоидного компонента. Аналогии физическому типу этих индивидов обнаруживаются в материалах позднесарматского могильника Покровка-10 в Оренбургской обл. Выполнена графическая реконструкция внешнего облика двух погребенных - одного из мужчин и женщины. При изучении посткраниального скелета выявлены многообразные поражения опорно-двигательного аппарата всех покойных. Для объяснения необычного обряда погребения были рассмотрены следующие гипотезы: «вредоносность» подвергнутых фиксации покойников-мужчин, принесение их в жертву или смерть всех трех от быстро протекающей инфекционной болезни. Уникальность захоронения не позволяет отдать решительного предпочтения ни одной гипотезе. «Приниженное» положение мужчин в могиле, возможно, является иллюстрацией к известному пассажу Аммиана Марцеллина о третировании стариков у аланов.
Бесплатно
"Городки" енисейских киргизов в XVII веке: историографический миф или историческая реальность?
Статья
Бесплатно
"Горы" на "Чертеже земли Нарымского города" С.У. Ремезова
Статья научная
Статья посвящена уникальному источнику - «Чертежу земли Нарымского города» из «Чертежной книги Сибири» С. У. Ремезова. Чертеж представляет пространственно-графическую модель, в условно-схематичной форме воспроизводящую действительность конца XVII в. Он охватывает территорию Нарымского и Кетскогоуездов, что на современной административной карте соответствует северной части Томской обл., известной под названием «Нарымский край». Обосновывается информационный потенциал чертежа, на котором зафиксированы разнообразные данные по истории, географии, этнографии, сведения о системе расселения и инфраструктуре этой территории в конце XVII в. Анализируется один из элементов чертежа, передающий положительные формы рельефа, рассматривается вопрос его достоверности и историко-культурного значения для обитателей Нарымского края, предложен определенный методический алгоритм решения этой проблемы. Установлено, что для обозначения возвышенностей картограф использовал два типа условных знаков: изображение горы или гряды гор и утолщенные линии. Проведенное исследование позволяет сделать заключение о том, что «горы» на «Чертеже земли Нарымского города» обозначают реальные природно-географические особенности Нарымского края, которые зафиксированы путешественниками и исследователями Сибири XVII-XIX вв., запечатлены в устных преданиях местного населения и подтверждаются современной естественно-географической ситуацией. С. У. Ремезов отобразил возвышенные элементы ландшафта, исходя из их практической пользы в освоении земель.
Бесплатно
"Жизнь бесконечна, в этом можно убедиться...": к 75-летию Николая Аркадьевича Томилова
Персоналии
Бесплатно
"Как мера и красота скажут": традиционные принципы геометрии планов русских православных церквей
Статья научная
В статье выдвинута гипотеза об использовании для построения планов русских церквей «схемы Троицы», которая представляет собой сочетание квадратов, формирующих ядро здания. Схема семантически нагружена и отражает догматику и идеологию Средневековья. Многочисленные примеры западно-европейской, византийской и русской храмовой архитектуры подтверждают высказанное предположение.
Бесплатно
"Калгутинский" стиль в наскальном искусстве Центральной Азии
Статья научная
На основе материалов памятников Калгутинский Рудник (плато Укок), Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа (северо-запад Монголии) выделяется особый «калгутинский» стиль в наскальном искусстве Российского и Монгольского Алтая. Расстояние между этими местонахождениями порядка 20 км. Здесь представлена серия наскальных изображений, отличающихся совершенно особой стилистической манерой, общими технологическими особенностями, узко очерченным сюжетом (исключительно животные) и высокой степенью интенсивности «пустынного» загара. Все эти черты своеобразия наскального искусства и фактор территориальной близости памятников обусловливают необходимость выделения данных петроглифов в особую группу. Авторы предлагают относить «калгутинский» стиль к эпохе верхнего палеолита на основании нескольких аргументов. На памятниках Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа встречаются изображения мамонтов, которые находят аналогии в классическом пещерном искусстве палеолита в Западной Европе. Выделена целая серия специфических стилистических характеристик «калгутинского» канона, прослеживаемых в т.ч. и на изображениях мамонтов. Эти особенности манеры передачи образов весьма созвучны с западно-европейскими образцами верхнепалеолитического наскального и пещерного искусства. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о существовании своеобразного «калгутинского» стиля и, более того, отдельного центрально-азиатского очага наскального искусства эпохи верхнего палеолита.
Бесплатно
"Камни жизни" из ноин-улинских погребений (по материалам раскопок в 2006-2012 годах)
Статья научная
Во время раскопок хуннских погребений в горах Ноин-Ула в Северной Монголии (2006-2012 гг.) российско-монгольская экспедиция обнаружила большое количество нефритовых изделий и заготовок. В статье дана классификация и культурноисторическая интерпретация этих находок. Скорее всего, нефрит попадал к шаньюям в виде подарков (дани) от ханьского императорского двора. Хунну вслед за китайцами верили в магическую и «жизненную» силу нефрита и поэтому помещали его в погребения. Количество и качество этого камня в захоронениях указывали на высокий статус их владельца. Нефритовые изделия были частью нашейных украшений знатных хунну, в некоторых случаях - амулетами. Находки из Балло- довского кургана позволяют предположить, что они представляют собой остатки нефритовых одеяний - «панцирей».
Бесплатно
"Керамика" Зарайской верхнепалеолитической стоянки
Статья научная
Зарайская верхнепалеолитическая стоянка относится к числу наиболее изученных и широко известных российских памятников, принадлежащих к костенковско-виллендорфскому единству. Во время ее раскопок была найдена уникальная серия предметов, предварительно интерпретированных как керамика. В статье предлагается детальное описание их планиграфии, морфологии и вещественного состава. Полученные данные свидетельствуют о том, что эти изделия подвергались обжигу, но были изготовлены из сырья, которое по своему химическому и минералогическому составу соответствует охрам и не пригодно для производства обычной керамики. Из-за плохой сохранности находок, обусловленной постдепозиционными процессами, не представляется возможным в полной мере и достоверно реконструировать их первоначальную морфологию и предназначение. В то же время определенная повторяемость их морфологических очертаний вполне очевидна и позволяет увидеть некоторые аналогии среди «нефигуративной» керамики из Павлова и Дольни-Вестониц. В этой связи наиболее вероятно, что в попытках сделать изделия, близкие к последней по форме и назначению, обитатели Зарайской стоянки случайно или намеренно стали использовать иное сырье, более пригодное для получения красного пигмента, но не вполне подходящее для изготовления керамики. Таким образом, с формальной точки зрения зарайские образцы трудно назвать керамикой в собственном смысле этого слова, однако они вполне могут представлять собой результат неудачного опыта ее изготовления. Окончательное решение этого вопроса зависит от того, какими были истинные цели их изготовителей.
Бесплатно
"Клад литейщика" позднекротовской (черноозерской) культуры памятника Тартас-1 в лесостепной Барабе
Статья научная
Статья посвящена «кладу литейщика», обнаруженному при раскопках грунтового могильника Тартас-1 в Барабинской лесостепи. Представлена характеристика кладов литейщиков как археологических объектов. Отмечено, что на территории Сибири клады встречаются крайне редко; поскольку полное описание таких находок отсутствует, подсчитать их общее количество невозможно. Определен состав «клада литейщика» некрополя Тартас-1 и описан контекст его обнаружения на территории могильника. Установлено, что «клад» располагался в прямоугольной яме, в непосредственной близости с погребениями позднекротовской (черноозерской) культуры. В заполнении ямы выявлены нижняя челюсть, часть лопатки и резец лошади, обломок ребра и фрагменты черепа коровы, а также обломки не менее чем трех сосудов. В состав «клада» входили 15 предметов: каменный абразив, костяной наконечник стрелы, 2 медных слитка, обломок браслета со спиралевидным окончанием, бронзовая игла, 6 «гофрированных» цилиндрических бусин и 3 бронзовых ножевидных подвески. В статье дается детальный анализ каждого из предметов, указываются их аналоги. Особое внимание уделено входившим в состав «клада» стандартным медным слиткам, которые использовались для хранения и транспортировки металла при торгово-обменных операциях. Сделано предположение, что металлические артефакты, входящие в состав «клада», являются «ремесленным» или «коммерческим» запасом для дальнейшей переработки. Выдвинута гипотеза о ритуальном характере клада. Установлено, что все изделия «клада литейщика» характерны для вещевого материала позднекротовской (черноозерской) культуры и датированы первой половиной - серединой IIтыс. до н.э.
Бесплатно
Статья научная
Заселение Севера в среднем палеолите рассматривается на основе информации о распространении памятников, хронологических определений, данных о биоклиматической обстановке, а также результатов изучения орудийных наборов. Обсуждаются вопросы, касающиеся хронологической последовательности заселения, адаптационных стратегий, границ расселения и стратегии добычи животной пищи. Сделаны выводы о там, что решающую ролъ в формировании культурных навыков, необходимых для заселения «холодных пространств» в среднем плейстоцене сыграли культурные достижения предшествующего периода более интенсивного заселения приполярных территорий.
Бесплатно
"Портретные" медальоны из казымского клада
Статья научная
Статья посвящена описанию и анализу т.н. портретных медальонов и блях с подобными изображениями из Казымского клада, который был обнаружен на территории Белоярского р-на Ханты-Мансийского автономного округа-Югры летом 2014 г. Публикуются 17 бронзовых литых изделий различной формы и разного уровня качества отливок. Они разделены на две группы по качеству исполнения. Главные вопросы, на которые призвана ответить статья, - где, кем и по каким образцам были изготовлены эти бронзовые артефакты Казымского клада. Для их решения рассмотрены аналогичные изделия, в т.ч. серебряные медальоны с изображением парфянского царя, обнаруженные на севере Западной Сибири, а также серия бронзовых предметов с различных памятников Сургутского и Нижнего Приобья. Рассмотренные аналогии, как и присутствие в составе клада большого количества «сарматских» бронзовых зеркал, позволяют датировать комплекс концом I в. до н.э. - I-II вв. н.э. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рассмотренные «портретные» медальоны и другие бронзовые бляхи с изображением аналогичных антропоморфных персонажей являются продукцией местного производства по импортным образцам. Это доказывает, во-первых, установление в начале нашей эры прочных торговых связей с центрами древних цивилизаций, во-вторых, свидетельствует о трансляции инокультурных элементов в местную среду.
Бесплатно
Статья научная
Статья является результатом междисциплинарного исследования на стыке археологии и этнографии и посвящена иконографии божества в облике медведя («Старика священного города») у населения Нижнего Приобья от раннего железного века до наших дней. Выдвинута гипотеза о том, что медведя-бога изображали стоящим в полный рост, все остальные варианты изображения - в проекции сбоку или в т.н. жертвенной, священной, ритуальной позе (голова медведя между передних лап) - относятся к медведю-добыче. Это разделение особенно отчетливо фиксируется в раннем железном веке на ограниченной территории - в правобережье Оби от места ее слияния с Иртышом на юге до д. Ванзеват Белоярского р-на ХМАО - Югры на севере. Рассмотрены вновь обнаруженные бронзовые зеркала и серебряные изделия восточного происхождения и сарматского круга с изображением стоящего медведя; сюжет одного зеркала проанализирован по этнографическим данным. В XIX-XX вв. медвежьи праздники отмечены у ряда локальных групп обских угров, в частности на тех территориях, которые были выделены венгерской исследовательницей Е. Шмидт в качестве первичной и вторичной в распространении культа «Старика священного города». Особую роль они получили в центре фратрии Пор - в д. Вежакары Белоярского р-на ХМАО - Югры. При совершении обряда добытый медведь укладывается в «древней» священной позе «голова между лап», но эта поза не вошла в сакральный орнамент манси и хантов, «Старик священного города» на различных ритуальных атрибутах продолжает изображаться стоящим.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается социально-родовая организация коренного населения долины оз. Болонь в контексте природных особенностей района и миграционных процессов в Нижнем Приамурье. Работа основана на опубликованных и неопубликованных источниках, статистических материалах С.К. Патканова, авторских полевых данных. Исследование проведено с использованием подхода пространственного распределения и изменчивости признаков, разработанного Д.Н. Анучиным, что позволило реконструировать поселенческую систему и определить социально-родовой состав населения в районе оз. Болонь. Раскрыта специфика хозяйственно-культурных контактов оседлого и кочевого населения Нижнего Приамурья. Показано, что район оз. Болонь являлся транзитной территорией, по которой сибирские оленеводы и охотники мигрировали к тихоокеанскому побережью, и одной из зон расселения амурских народов. В этой приозерной местности происходило взаимопроникновение традиций оленеводов и охотников тайги, а также рыболовов больших рек. Проведен анализ системы поселений и родовой организации болоньских нанайцев. Поселенцы выбирали места, которые соответствовали характеру промысловой деятельности и по символически-знаковому наполнению вписывались в их картину мира. Согласно материалам исследования, мелкие коллективы в ходе расселения объединялись или адоптировались крупными территориальными группами и заимствовали их названия. В статье подробно рассматриваются вопросы установления семейно-брачных контактов и регулирования родственных связей внутри болоньской общности. Проанализированы принципы регламентации социальных отношений, зафиксированные в институте доха: роды заключали союз на основе взаимопомощи, они могли вступать в брачные отношения только через несколько поколений. Изучение экзогамных цепочек родов Ходжер, Одзял, Киле, Бельды, представители которых обосновались в районе озера, и опрос местного населения позволили установить, что на озерной территории наряду с патрилинейной системой родства, типичной для тунгусов, сохранялась и матрилинейная, широко распространенная в амурской среде до тунгусской экспансии.
Бесплатно
Статья научная
Статья вводит в научный оборот литую бронзовую бляху с изображением антропоморфного персонажа, обнаруженную в с. Шурышкары Ямало-Ненецкого автономного округа. Некоторое время она являлась центральным предметом в составе домашнего культового комплекса. Изделие относится к малоизученной серии статусных украшений эпохи Средневековья. В центре бляхи размещен антропоморфный персонаж. Изображены также две птицы, знаки в виде солнца и луны. Фиксируются также гравированные рисунки, сделанные, очевидно, теми, кто пользовался изделием. Бляха входит в серию из 20 аналогичных предметов, характерных для комплекса статусных украшений конца I - начала II тыс. н.э. На четырех из них также изображены антропоморфные персонажи. Отмечается единство иконографии антропоморфных и орнитоморфных изображений на бляхе из Шурышкар и других изделий эпохи Средневековья севера Западной Сибири. Дата изделия определена по серии аналогов - XI-XII вв. н.э. Место производства - очевидно, север Западной Сибири, т.к. все рассмотренные аналоги связаны именно с этим регионом. Ареал распространения блях - также северо-западные районы Западной Сибири; нигде за его пределами они не встречены. Бляхи чаще всего входили в состав кладов или культовой атрибутики средневековых и современных святилищ обских угров. Наиболее вероятно, что мастера, отливавшие бляхи, проживали в районах Северного Зауралья - Северо-Западного Приобья. Изображенные на бляхах сюжеты позволяют в новом свете увидеть процессы взаимодействия местного населения с культурными центрами средневековых цивилизаций.
Бесплатно
1929-летняя древесно-кольцевая хронология для Алтае-Саянского региона (Западная Тува)
Статья научная
Представлена и проанализирована новая 1929-летняя древесно-кольцевая хронология для Алтае-Саянского региона (Западная Тува). Материалом для ее построения послужили древесина живых деревьев и остатки стволов лиственницы сибирской (Larix sibirica Ldb) на верхней границе леса (2 400 м над ур.м.). Анализ корреляции индексов прироста деревьев с данными метеостанций свидетельствует о преобладающем влиянии температуры в июне- июле на изменчивость радиального прироста, что позволяет использовать хронологию для реконструкции изменения раннелетней температуры вАл-тае-Саянском регионе. Применительно к археологии создание хронологии такой длительности открывает возможности для датировки археологической древесины, т.е. определения календарного времени сооружения археологических объектов, расположенных на этой территории за весь представленный период.
Бесплатно
Другой
В статье рассматривается использование одного из видов иноэтничных атрибутов в традиционной культуре хантов и манси в XVII-XXI вв. - объемной скульптуры (преимущественно русской): привозных игрушек, статуэток, фигурной фарфоровой и стеклянной посуды. В результате исследования установлено, что главным образом эта скульптура применялась для изображения фигур божеств и духов-покровителей, в меньшей степени она входила в обрядовую сферу с магическими целями или в качестве временного замещения жертвы. Бытование русской «игрушки» в традиционной культуре обских угров является достаточно ярким фактом этнокультурного взаимодействия на севере Западной Сибири в Новое и Новейшее время.
Бесплатно